test

Общество

Тихое обирательство: Россияне пожаловались на волну платных подписок, на которые не давали согласия

5 апреля 2022, 15:26
5 апреля 2022, 15:26 — Общественная служба новостей — ОСН

Россияне стали все чаще замечать, что с их телефонов и карт без уведомлений списываются средства за услуги, на которые они не подписывались. Мошенничеством эти действия назвать нельзя, однако, деньги уплывают и вернуть их обратно очень сложно. Как действовать в такой ситуации, Общественной службе новостей рассказали специалист по кибербезопасности и адвокат.

«Каждый раз, как случается кризис, активизируются все эти подписки. Никто согласия не спрашивает, уведомления не приходят. Узнала только когда вдруг за два дня баланс счета оказался нулевым. Оказалось, что я подписалась на неведомую услугу с какого-то сайта и с меня ежедневно снимали по 30 рублей через Моби.Деньги. Оператор сотовой связи предупредил только когда закончились деньги», – пожаловалась жительница Оренбурга Светлана.

«Десять старушек – уже рубль»

Логика операторов связи и интернет-провайдеров проста: если повысить тариф хотя бы на 30 рублей и снять их с каждого клиента, получается астрономическая сумма. А если еще и приписать кучу незаметных услуг хотя бы по 10 рублей, а потом умножить на количество пользователей – то можно легко даже в самое сложное время оказаться в плюсе.

Ситуация как в анекдоте про Раскольникова, когда его спрашивают, как он мог убить старушку за 10 копеек. «Не скажите, 10 старушек – уже рубль», – возражает герой романа Достоевского.

«Списывают тихо, без смс уведомления. Вчера сняли весь баланс со счета Мегафона якобы я когда то полгода назад подтвердил свой номер на сайте. Сумма была маленькая, Мегафон деньги вернул, но осадок остался» – рассказал москвич Александр.

Еще хуже, когда деньги за подписку за какой-то сервис снимаются с карты.

Возникает вопрос, как вернуть свое и доказать, что вы не подключали услугу и не пользовались ею? Понятно, что не во всех случаях вопрос можно решить с оператором связи или с банком. Но и подавать в суд за снятые несколько сотен рублей тоже проблематично, на что, видимо, и рассчитывают многочисленные «продавцы услуг».

Должно быть уведомление об услуге

«На юридическом языке всевозможные платные подписки называются «платный контент» или же «дополнительные услуги связи». При этом действующие нормативные правовые акты четко говорят о том, как подобные услуги должны подключаться. Так, часть 5 статьи 44 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи» говорит о том, что до подключения дополнительных услуг абонент должен быть проинформирован об их параметрах, в частности, тарифах», – объяснила адвокат Ольга Сулим.

«Правила оказания услуг телефонной связи» (утвержденные постановлением Правительства РФ от 9 декабря 2014 года №1342) в пункте 47 говорят о том, что изменения договора производятся в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий, перечисленных в нем.

Конклюдентные действия подразумевают, что из них явно следует волеизъявление абонента: это может быть набор USSD-команды (ввод на устройстве команды из звездочки, цифрового кода и решетки) или SMS-сообщение абонента.

На практике операторы чаще всего ссылаются на пользовательские соглашения, в которых может быть указано, например, платное продление подписки, которая раньше действовала бесплатно. Делается это автоматически, без четкого согласия абонента.

«В судебной практике подобные «дополнительные услуги», подключенные «путем совершения конклюдентных действий», в большинстве случаев признают незаконными. Стоимость таких подписок возвращают абоненту, а оператора привлекают к ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Чтобы добиться справедливости, необходимо обратиться сначала к самому оператору, а если проблема не решается, в Роскомнадзор», – дала совет адвокат

А как же моральный ущерб?

Понятно, что из-за 200-300 потерянных рублей судится большинство из нас не будет. Хотя, если бы законодательно была бы прописана компенсация морального ущерба, ситуация могла бы измениться.

Например, если бы операторы сотовой связи и владельцы сервисов проиграли бы несколько дел и выплатили по 100-200 тыс рублей, то это несколько поубавило бы желание навязывать услуги.

«Предложение хорошее, но на возмещение морального ущерба здесь лучше не рассчитывать, потому что это сложно доказать. Даже логически: какой моральный ущерб можно получить за незаконно списанные несколько сотен рублей? И мошенничеством данные действия не считаются, их оценивают по КоАП – как нарушение условий лицензии провайдером», – добавила Ольга Сулим.

Поэтому россиянам стоит проявлять бдительность и не регулярно проверять в личном кабинете, не появилась ли новая платная услуга и нет ли платных подписок, про которые вы забыли.

Как себя обезопасить?

«В платформе IOS есть профиль: заходишь и смотришь, какие подписки, в том числе и те, что временно бесплатные. Банальный пример: пробная бесплатная подписка, попробуй неделю или месяц бесплатно, а потом человек забывает и у него с карточки начинают списываться деньги. Чтобы выбить обратно деньги это надо постараться. А у Android вообще нет централизованной системы платежа, есть куча возможностей оплаты и добиваться правды себе дороже», – отметил специалист по кибербезопасности Алексей Курочкин.

Государству пора законодательно урегулировать вопрос, чтобы все играли по правилам. Есть же правила перевода денег в системе платежей, все прописали, все понятно и прозрачно. Точно так же можно урегулировать оказание платных подписок, убежден эксперт.

Конечно, подписаться на сервис в один клик с автоматическим ежемесячным списанием оплаты очень удобно. Но по факту это приводит к ущемлению правил потребителей.

«Стоит урегулировать этот вопрос, чтобы платежи проходили через банк и только по запросу. Или прежде чем списать, приложение обязано задать вопрос, действительно ли вы хотите подписаться на услугу. И IOS, и Android подстроятся под это требование, так как российский рынок большой. И тогда не будет ощущения, что тебя обманывают, а это действительно так. Да, это удобно, когда можно подписаться в один клик с автоматическим списанием. Но, возможно, я хочу прервать подписку на неделю, возможно, у меня денег осталось только на хлеб, а подписка списала последние 100 рублей. Вернуть эти деньги практически невозможно», – считает специалист.

Нужны четкие законы

Именно поэтому необходимо четко прописать правила списания денег за подписки на сервисы.

«Возможно стоить зарегулировать, чтобы было какое-то буферное время, в течение которого деньги не перечисляются продавцу и у пользователи будет время в течение нескольких дней разобраться, что ему навязали и отменить подписку. Пока этот вопрос не регулируется, происходит тихое обирательство людей», – подытожил Алексей Курочкин.

А это означает, что пока государство не пропишет все условия оказания таких услуг и серьезное наказание за нарушение правил, такие схемы будут процветать. И кто-то будет зарабатывать на беззащитных пользователях миллионы и миллионы рублей.

Ранее эксперты назвали лучший способ защититься от телефонных мошенников. А также объяснили, как обезопасить себя от киберпреступников на портале Госуслуги.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!