Общество

Поправки в Закон о потребителях: Как они сыграют на руку мошенникам

25 марта 2021, 18:09
Как потребители законно «разводят» продавцов на миллионы
Фото: It-time.site
25 марта 2021, 18:09 — Общественная служба новостей — ОСН

Роспотребнадзор предлагает внести изменения в Закон о защитите прав потребителя. Безусловно, поправки необходимы, но некоторые из них могут стать разорительными для предпринимателей. Ведь мошенниками бывают не только продавцы, но и покупатели. О том, как потребители «разводят» предпринимателей на деньги и как им в этом помогут поправки, Общественной службе новостей рассказал управляющий партнер адвокатского бюро «Глазунов и партнеры» Алексей Глазунов.

Озабоченность у юристов вызывает предложение об отмене возможности снижать неустойку в порядке ст. 333 ГК РФ.

«Это ящик Пандоры: если отменить ст. 333, то будет взрыв мошеннических претензий потребителей. И эти люди роют яму не только себе, но и другим, добросовестным покупателям. Уже сейчас многие предприниматели страдают от так называемого потребительского терроризма. Когда недобросовестные потребители используют законодательные лазейки для собственной наживы. К примеру, совсем недавно такие крупные представители бизнеса как Hyundai и Kia даже были вынуждены были обратиться в СК РФ, чтобы там проверили законную на первый взгляд схему, но по сути явно мошенническую», − рассказал Алексей Глазунов.

Алексей Глазунов.
Алексей Глазунов. Фото: ОСН.

Как работает схема? В последний год гарантийного срока автомобиля потребитель неожиданно обнаруживает дефект. Он обращается в суд, где выносят решения о крупной компенсации в пользу покупателя дорогостоящего автомобиля. Все в рамках Закона о защите прав потребителей. Таких судебных разбирательств уже десятки. При этом судьи, как правило, одни и те же. Представители потерпевших и эксперты по делу также одни и те же лица. Прослеживается явное злоупотреблением правом.

«Иногда потребитель уже получает компенсацию, а машину не отдает. Начинается шантаж: выдвигаются дополнительные условия по увеличению суммы возмещения. При этом законных механизмов повлиять на такого «потерпевшего» нет ни у автосалона, ни у суда, ни у приставов», − привел пример адвокат.

Часто на слуху иски по возмещению морального ущерба, когда клиенты кафе переворачивают на себя горячий кофе. За ожоги платят владельцы заведений. Суммы, как правило, небольшие, не превышают 3-5 тысяч рублей, но сама ситуация очень неприятная.

«Еще один яркий пример злоупотребления правом – «нажива» дольщиков при приеме квартиры у застройщика. Участники долевого строительства порой требуют огромные пени и штрафы за якобы несоблюдение стандартов качества строительства многоквартирных домов. Недобросовестные граждане придираются к толщине слоя штукатурке на стенах, некрасивому виду из окна и так далее. Сейчас суды, рассматривая подобные споры, могут существенно снизить размер требуемых неустоек. Но что будет, если отменят ту самую ст. 333 ГК РФ? Размер неустойки снизить будет нельзя, отсюда вал исков с одной лишь целью – обогатиться. И как следствие – масса разоренных предпринимателей различных сфер бизнеса», − описал проблему Алексей Глазунов.

Специалисты убеждены, что принимать законопроект в том виде, в котором он есть сейчас, губительно для российского бизнеса. А ведь малые предприниматели и так пострадали от экономического кризиса и ограничений, связанных с пандемией.

«Защищать потребителя нужно. Но надо иметь ввиду и обратный эффект: потребитель использует закон для наживы и разоряет предпринимателя. Если мы хотим укреплять и экономику, и закон, то надо предусмотреть инструменты борьбы с злоупотреблениями. А об идее отмены снижения неустойки в порядке ст. 333 ГК РФ законодателю желательно вообще забыть», − подчеркнул адвокат.

Ранее специалисты рассказали, какую компенсацию можно получить за некачественную продукцию “Мираторга” и насколько легко судиться с государством. В то же время мошенники обновили старые уловки.

 




Самое интересное:

| | | | |