test

Популярное

Рискуем летать на китайцах: Зачем нужно импортозамещение в гражданской авиации

28 сентября 2023, 18:37
28 сентября 2023, 18:37 — Общественная служба новостей — ОСН

28 сентября в результате DDOS-атаки, произведенной из-за рубежа, начались сбои в работе отечественной системы бронирования авиабилетов Leonardo («Сирена-Трэвел»). Вскоре подключенная к системе авиакомпания сообщила об устранении неполадок.

Это не первый раз, когда российская гражданская авиация попадает под удар. Так, еще в августе авиакомпании, выполняющие рейсы в Россию или из нее, были отключены от каналов швейцарской компании SITA, так называемого авиационного SWIFT.

Конечно, официальные действия зарубежной компании нельзя в полной мере сравнивать с анонимной и противозаконной хакерской атакой, однако все эти события одинаково обращают внимание на положение, в котором оказалась российская авиационная отрасль. Масла в огонь подливает и то, что большая часть воздушных судов в стране – это импортные Boeing и Airbus, которые более не ведут официальных дел с российскими авиакомпаниями на почве санкций.

Как считают эксперты, имеющихся у отечественных авиакомпаний «иномарок» хватит примерно на 10 лет. За это время российской промышленности нужно будет поставить «на крыло» около тысячи самолетов и заместить авиапарк хотя бы на 90%. Подробнее об этом читайте в материале Общественной службы новостей.

Когда импортозаместят авиацию

На счету российских авиакомпаний находится около 500 иностранных самолетов. По словам авиаэксперта Романа Гусарова, на данный момент серьезных проблем с их обслуживанием в России нет.

«Это показатель того, что они ремонтируются, и запчасти на них есть».

blockquote

«Как мы видим, этот туристический сезон мы отлетали без массовых сбоев. Единичные, отдельные были, понятное дело, но это, в общем-то, практически норма для нашей авиации в пик туристического сезона. Даже без санкций. Техника где-то ломается, где-то что-то происходит, не всегда оперативно можно устранить неисправности. А самолеты-то в основном иностранные. Значит, это показатель того, что они ремонтируются, и запчасти на них есть», — заметил эксперт.

Заслуженный пилот России Юрий Сытник также указал, что запчасти на импортные самолеты в РФ действительно есть – они поступают «левыми путями» через Китай, Иран, Вьетнам и другие страны. Неисправный самолет никто не допустит до полетов, так как это чревато уголовной ответственностью, подчеркнул он.

За 2023 год пассажиропотоки в стране превысят показатели прошлого года как минимум на несколько миллионов пассажиров, продолжил Гусаров.

«Нам надо справляться ещё, наверное, лет 10».

blockquote

«Что будет дальше, конечно, одному Богу известно. Кто знает, какие ещё нам могут сюрпризы преподнести, — сказал он. — Если все останется так, как есть, то, значит, и дальше будем справляться. А нам надо справляться ещё, наверное, лет 10. Потому что нужно за эти 10 лет нашей авиационной промышленности поставить в авиакомпании более тысячи самолетов. В том числе минимум 700-800 магистральных самолетов».

Пока работа идет по плану. В следующем году авиапромышленность должна начать серийный выпуск полностью импортозамещенных самолетов МС-21 и SuperJet 100. В дальнейшем линейка будет расширяться, в нее войдут самолеты меньшей вместимости для региональных направлений. К 2030 году минимум две трети «иномарок» в авиапарке будут замещены, если все пойдет по плану, утвержденному правительством, указал авиаэксперт.

А на чем летать сейчас?

По словам Гусарова, имеющиеся в распоряжении отечественных авиакомпаний самолеты Boeing и Airbus находятся в хорошем состоянии и их «должно хватить» минимум на 10 лет, в течение которых и должно произойти развитие российского авиапрома. При этом 45% этих импортных самолетов уже выкуплены у производителя и перерегистрированы в российских реестрах. Это значит, что нет никаких ограничений по использованию их внутри РФ, а также на маршрутах с дружественными странами.

Если же импортозамещения не случится, то, как считает Юрий Сытник, после «отработки» Боингов и Аирбасов российским авиакомпаниям придется перейти на китайские самолеты.

«Отдадим им бесплатно нефть, газ, лес, они опять настроят деревообрабатывающих фабрик вдоль границы».

blockquote

«Пересядем на китайские самолеты. Отдадим им бесплатно нефть, газ, лес, они опять настроят деревообрабатывающих фабрик вдоль границы. И будем летать на китайских самолетах. Какая еще страна может это сделать? Сегодня ребята купили китайские автомобили – а запчастей-то на них нет. Люди на них ездят, пока они новые, а наездят 100 тысяч, и дальше чем их будут ремонтировать? [Китайские производители авто] каждые полгода меняют модель, и от старой модели к новой ничего не подходит. У них будет то же самое и с самолетами», — заявил он.

Впрочем, самолетостроение в Китае сильно уступает как западному, так и российскому авиапрому, уверен Роман Гусаров. А значит, остается только надеяться на отечественную промышленность, ведь вопрос авиации для России – это вопрос стратегической и экономической безопасности, ранее говорил эксперт.

«Китай ещё не дорос».

blockquote

«В Китае нет того продукта, который бы мог нас заинтересовать, который бы был хоть чем-то лучше того, что производится в России. Только хуже, причем заметно. Все-таки Китай еще не дорос. А про двигателестроение вообще молчу. Не знаю, сколько десятилетий понадобится Китаю, чтобы как-то нагнать и нас, и Запад», — сказал Гусаров.

Авиационное ПО уже заместили

Как сообщил Гусаров, импртозамещение в сфере программного обеспечения, которым пользуются российские аэропорты и авиакомпании идет куда быстрее. Например, подвергшаяся атаке система бронирования Leonardo была разработана именно в России. Причем переход на нее с западного ПО никто даже не заметил.

Многие программы были представлены на рынке и до введения санкций, но авиакомпании раньше предпочитали сотрудничать с западными разработчиками.

«Раньше это все хранилось за границей»

blockquote

«Недавно было сообщение, что будет создана специальная федеральная система, где будут храниться данные пассажиров. Будут специальные серверы – туда будут отправляться все данные по бронированию. А раньше это все хранилось за границей, — рассказал эксперт. — Так что здесь, я думаю, в течение следующего года основные программные продукты, если они еще где-то остаются в использовании авиакомпаний и аэропортов, будут постепенно замещены на отечественные решения», — указал собеседник издания.

Касается это в том числе и ПО, используемого при международных полетах, вроде российского аналога каналов SITA. Вся сложность тут заключается только в том, чтобы договориться с другой страной о подключении ее аэропортов к российским каналам.

Ранее в разговоре с ОСН авиаэксперт Роман Гусаров назвал полностью безопасным самолет 50-летней давности.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!