test

Эксклюзив

Вопрос стратегической безопасности: Эксперт Гусаров об импортозамещении авиации

29 августа 2023, 15:17
Фото: wikimedia commons / Artem Katranzhi from Bakashikha, Russia, CC BY-SA 2.0
29 августа 2023, 15:17 — Общественная служба новостей — ОСН

В России прошел испытательный полет первого полностью импортозамещенного самолета SJ-100. Он завершился успехом. Кадры полета опубликовал Минпромторг.

Воздушное судно было изготовлено в России из отечественных материалов. «Начинка» самолета, а именно авионика, системы управления, электроснабжения и прочие, также была создана в РФ. Полет продлился 54 минуты на высоте до 3 тысяч метров на скорости до 343 километров в час, после чего самолет успешно приземлился.

Прошедшие испытания стали очередным этапом на пути к полному импортозамещению российского авиапрома. При этом решение вопроса о независимости российской авиации от зарубежных самолетов и запчастей — это стратегическая задача страны, считает авиационный эксперт Роман Гусаров. Об этом он рассказал в беседе с Общественной службой новостей.

Путь к независимости

«На втором опытном образце уже будут стоять отечественные двигатели».

blockquote

«Нынешний полет — это этап. Это первый опытный образец. Понятно, что он полностью из отечественных материалов — крыло, фюзеляж. Большой процент компонентов и систем тоже отечественные — авионика, системы кондиционирования, вспомогательная силовая установка и другие. Осталась еще какая-то часть внутренней начинки и двигатели. На втором опытном образце уже будут стоять отечественные двигатели. Принято решение двигаться этапами, чтобы ускорить процесс испытаний», — сообщил эксперт.

По словам Гусарова, Россия высокими темпами движется к импортонезависимости собственной авиационной отрасли. Конечной целью текущей программы является запуск к концу 2024 года полностью импортозамещенных, прошедших испытания и сертифицированных Superjet и МС-21 в серийное производство.

Вопрос безопасности РФ

Независимость от импорта даст преимущество не только авиационной отрасли, но и всей России в целом, подчеркнул собеседник издания. Он отметил, что сегодня в мире действуют два основных производителя самолетов — американская Boeing и французская Airbus. При этом все остальные страны почти не имеют собственной авиационной отрасли, предпочитая закупаться у этих компаний.

«Мы крайне зависимы от авиации. Без нее Россия вообще существовать не может».

blockquote

«Но Россия — это не все страны. Мы огромная, гигантская страна. Мы крайне зависимы от авиации. Без нее Россия вообще существовать не может. И, как показал нынешний печальный опыт, нам в любой момент могут перекрыть краник и сказать: “Извините, но санкции — самолетов у вас не будет, запчастей не будет, ремонта не будет, ничего не будет”. Поэтому для России это вопрос стратегический. И это понимание пришло не сегодня. Импортозамещенный Superjet начали разрабатывать с 19 года, а самолет МС-21 и того раньше», — поделился эксперт.

Кроме того, иностранные судна способны удовлетворить спрос в «магистральном сегменте» авиации, однако когда дело касается специфических условий таких регионов РФ, как Сибирь или Дальний Восток — нужных самолетов «вообще никто не производит».

«Это вопрос не отдельно взятой отрасли, это вопрос стратегической и экономической безопасности страны».

blockquote

«В мире нет таких самолетов, какие были в Советском Союзе. Которые могли при минус 50 на морозе запуститься, прогреться, взять пассажиров, а потом сесть в какую-нибудь лужу, как говорится, или на вечную мерзлоту. Это реалии, это наш климат. Ничего переделать мы здесь не можем. На вечную мерзлоту невозможно бетон положить, он здесь провалится все равно, — подчеркнул Гусаров. — Поэтому для нас это вопрос не отдельно взятой отрасли, это вопрос стратегической и экономической безопасности страны».

Десятки тысяч рабочих мест

Отечественное производство самолетов также способно укрепить экономику, уверен собеседник издания.

«Когда мы покупаем какой-нибудь Boeing, условно говоря, сто миллионов долларов уходит в США. Десять самолетов всего лишь купили — миллиард. Миллиард ушел в экономику Америки», — заметил он.

При этом в производстве задействованы десятки тысяч рабочих мест в одной только авиационной промышленности. Кроме нее, в процессе создания каждого самолета участвует большое количество смежных областей: металлургия, химическая и текстильная промышленность и прочие.

«Значительно эффективней производить самим».

blockquote

«И чем отдавать эти деньги в чужую экономику, конечно, значительно эффективней производить самим, и иметь рабочие места, и технологии развивать, и пополнять бюджет, — заявил Гусаров. — Даже если прибыль от продажи этих самолетов будет какая-то минимальная, или, может, ее вообще не будет, то все равно для страны, для государства — это сотни тысяч людей получили зарплату, предприятия заплатили налоги. Это все равно пошло в бюджет по кругу, это все равно окупается. Так что, несомненно, это очень наукоемкая и ресурсоемкая отрасль, которая дает толчок в развитии многим снежным отраслям».

Ранее в разговоре с ОСН авиационный эксперт Роман Гусаров объяснил, чем обернется отмена внутренних рейсов из-за сокращения субсидирования авиакомпаний.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!