Мнения

Необходимо помнить: дистанционное обучение — это не навсегда

Александр Снегуров
Александр СНЕГУРОВ
историк, заслуженный учитель РФ, кандидат психологических наук, учёный секретарь Мариинской академии им. М.Д. Шаповаленко
15 октября 2020, 05:00
15 октября 2020, 05:00 — Общественная служба новостей — ОСН

Власти принимают решения, похоже, в тестовом режиме, потому что ситуация двойственная и развитие её спрогнозировать проблематично. Отсюда – и некоторый сумбур. Мы видим, что пока эскалация заболевания продолжается. Если сомнений в этом нет, следовательно, нужно соблюдать профилактические меры. И одна из этих мер – переход на дистанционное обучение.

Сложный выбор

За две недели, на которые продлили каникулы, порядок вещей вряд ли мог измениться в лучшую сторону. И требуется понимать тактические манёвры властей. С одной стороны, нужно давать надежду на то, что мы справимся с тревожной ситуацией, убеждать людей соблюдать антиковидные меры. А многие их очень плохо соблюдают; я вижу на улицах, в транспорте, как они нарушаются массой подростков, да и взрослых людей тоже.

С другой стороны, значимо не остановить образовательный процесс, сохранить его главные параметры, доминанты педагогики. И вот с этим опять же связаны некоторые метания. Ибо, на мой взгляд, сейчас идёт подборка методов соединения двух парадигм: борьбы с вирусом, ослабления паники, недовольства учеников, родителей и педагогов ограничениями и продолжения, пусть в усечённом виде, образовательного процесса.

Догадываюсь о сложности интеграции одного с другим. В результате сознание нас отсылает к   образу того самого стакана, который или наполовину пуст, или наполовину полон. «Всех переводить на дистанционное обучение – это ужас», – говорят одни. Но когда часть детей возвращают в школы, этим тоже недовольны. В ситуациях выбора сценария всегда будут группы несогласных.

Практические особенности

Мне, как педагогу, хочется вести просветительскую работу по преимуществу в реальном, офлайн, режиме. Я настроен на него, и в какой-то мере даже радуюсь, что допускают в школу учеников с 1-го по 5-й класс, а я работаю, в том числе, и с этими детьми.

Почему именно данные группы учеников оставили в школе, я думаю, понятно: в этом возрасте происходит закладка основ знаний, дети ещё не до конца способны пользоваться онлайн-ресурсами; есть и иные факторы.

При реализации программы частичного допуска ребят в школу мы должны продолжать соблюдать предписания специалистов. Позже посмотрим: опыт возвращения детей в реальное педагогическое пространство, он закрепится или будет дискредитирован.

Если опыт окажется неудачным, тогда возможен переход на всеохватный дистант. И мы будем иметь какой-то дубль той ситуации, которую уже пережили. Точнее, ландшафт с новыми чертами, потому что в жизни ничего нельзя скопировать в полной мере.

Как «классический» педагог, хоть и новатор, я хочу заниматься в реальном пространстве, ибо всё-таки дистанционное образование пока выглядит суррогатным. И уж для детей до 7 класса, скажу очень аккуратно, не вполне подходит. Об учащихся 9-10-11 классов я не слишком волнуюсь. Они, в общем, могут готовиться к экзаменам и в таком режиме.

Не сдаваться

Но, в любом случае, нам, педагогам и родителям, надо воспринимать нынешние ограничения как временные. Ни в коем случае не переходить на волну отношения к ним как к нормальным, привычным явлениям, не забывать, что это – экстремальные меры.

Если мы станем их именно так воспринимать, тогда у нас есть надежда найти какое-то медианное положение без сильного крена ни вправо, ни влево. Ни в то, что надо срочно всех допустить до реального, классического образования, ни в другую крайность: что всех надо посадить на дистанционное обучение на долгий срок (а, может быть, и фундаментально перейти на ДО). И последнее – мы сейчас переживаем трудное, но очень ёмкое время, ощущаем на себе ход истории, а не просто читаем о нём в «Википедии».








Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments