test

Общество

Налог самозанятого: Юрист назвала неочевидные плюсы и минусы

9 марта 2023, 16:32
Фото: freepik.com/author/pvproductions
9 марта 2023, 16:32 — Общественная служба новостей — ОСН

Налог на профессиональный доход или самозанятость, как его привыкли называть, существует с 2019 года. В самом начале он был своеобразным экспериментом и реализовывался в некоторых российских регионах. Сейчас же он распространен по всей стране. Стать самозанятым легко. Но для чего? О плюсах и минусах решения стать самозанятым Общественной службе новостей рассказала юрист Ирина Минина.

Плюсы

Преимущество 1

Самозанятость — не просто статус, а полноценный налоговый режим. С достаточно выгодными, по сравнению с иными вариантами, условиями. Так, самозанятый уплачивает налог (один, а не несколько) по ставке:

• 4 % от полученного дохода — если работает с физическим лицом;

• 6 % — если с юридическим.

Из написанного исходят два момента:

1. Самозанятый вправе работать как с юридическими, так и с физическими лицами.

2. Ставка налога гораздо ниже, чем при общей системе налогообложения (налог на прибыль составляет 20 %) или при индивидуальном предпринимательстве (ИП уплачивает много чего, в частности, НДС, НДФЛ, НДПИ, УСН, налог на прибыль, имущество, транспорт, торговый сбор, страховые взносы, кроме взносов на травматизм и профессиональные заболевания).

Обращаю внимание, что при отсутствии какого-либо дохода от деятельности никакого налога платить не надо. Чего не скажешь, например, про ИП-ников.

Если вдруг вам переводили деньги с основного места работы или родственники помогали финансово, эти деньги не считаются налогооблагаемым доходом.

Часть уплаченного налога (37 %) перераспределяется на обязательное медицинское страхование. Поэтому самозанятый вправе получать бесплатную медицинскую помощь по полису ОМС.

Преимущество 2

Кстати, об основной работе. Самозанятость можно с ней совмещать. Более того, самозанятым может стать ИП-ник.

Преимущество 3

Следующее преимущество — легкая уплата положенного налога. Для этого существует официальное приложение ФНС России под названием «Мой налог». Программа сама учитывает полученные лицом доходы, рассчитывает налог и выполняет прочие расчеты, высылает заказчику чек за работу.

Взаимодействие самозанятого и налогового органа благодаря программе может происходить, даже если человек выехал на выходные или в отпуск. Главное, чтобы с ним был телефон или другой гаджет (например, планшет), где установлен «Мой налог». Кстати, программа работает и на территории других стран, кроме России: в Белоруссии, Казахстане, Армении и Киргизии. Их жители также могут стать самозанятыми, по российским правилам.

Если не доверяете приложению «Мой налог», можете обратиться в любимый банк и заказать дополнительное обслуживание самозанятого (онлайн-бухгалтерию, автоматические переводы, пересыл чеков и так далее). Но напрочь от приложения  «Мой налог» отказаться нельзя.

Кстати, при первой регистрации в нем человеку дается так называемый налоговый вычет в 10 тысяч рублей. Он будет числиться на счету лица, но его не снять и не перевести на личный счет. Используется он для снижения ставки налога:

• с 4 % до 3 % — при работе с физлицами;

• с 6 % до 4 % — при работе с компаниями.

Срок использования неограничен. Правда, дается такая поблажка единоразово. Когда он иссякнет, проценты ставок станут прежними.

Преимущество 4

Немаловажное преимущество налогового режима: самозанятый освобожден от необходимости сдавать отчетность или покупать контрольно-кассовую технику.

Минусы

Пожалуй, основной недостаток — ограниченный перечень деятельности, при которой можно воспользоваться самозанятостью.

Кроме того, ФНС уделяет повышенное внимание доходам и финансовым поступлениям самозанятого. Те деньги, что не считаются доходом (упомянутая помощь родственников, друзей или зарплата с основного места), нужно уметь объяснить налоговому инспектору в случае проверки.

Недостаток для невнимательных: каждую продажу своей услуги самозанятый регистрирует в приложении «Мой налог» вручную. Нужно быть внимательными. Кроме того, знать актуальные данные контрагента, в частности, ИНН компании или ИП.

Недостаток для нетерпеливых — хотя налог и рассчитывается по факту совершения продажи услуг, но уплачивается раз в месяц. Увидеть эту сумму можно с 9 до 12 числа следующего месяца, а оплату нужно произвести до 25 числа текущего. Если не оплатить налог вовремя, каждый день просрочки чреват пенями.

Из более существенных недостатков — особая ситуация со взносами в:

• Пенсионный фонд — они не взымаются автоматически, их нужно уплачивать самостоятельно, если есть желание копить стаж и баллы для пенсии. Иначе теряются годы трудового стажа. На основной же работе взносы в ПФР за сотрудника делает работодатель.

• Фонд социального страхования (ФСС) на случай временной потери трудоспособности или материнства пока доступен лишь самозанятым со статусом ИП. Остальным плательщикам НПД пока недоступны, поэтому никаких выплат во время болезни или декрета не осуществляется.

И напоследок о том, как сняться с учета. Это так же просто, как и стать самозанятым. Нужно приложение «Мой налог». Найдите там опцию «Сняться с учета», укажите причину такого решения и отправьте данные в налоговую. В течение 3 рабочих дней мониторьте личный кабинет, туда должно прийти уведомление о снятии с учета. Приятный нюанс — восстановиться можно в любой момент. При повторной регистрации будет доступна неиспользованная сумма вычета.

Ранее уполномоченный по самозанятым и микробизнесу Потапенко рассказал, почему миллионы россиян остаются без пенсий и как изменить ситуацию. А экономисты назвали причины, мешающие людям платить налоги.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!