Мнения

Надо не создавать «белый интернет», а учить детей безопасности

Дмитрий Мариничев
Дмитрий МАРИНИЧЕВ
Интернет-омбудсмен, предприниматель, общественный деятель
4 июня 2021, 22:10
4 июня 2021, 22:10 — Общественная служба новостей — ОСН

Министерство просвещения РФ собирается создавать «белый интернет» для школьников. Об этом на Петербуржском Международном Экономическом форуме заявил глава минпроса Сергей Кравцов. По его словам, это будет зона где весь контент будет проверенным и безопасным.

При этом каждый подросток со смартфоном сегодня находится на расстоянии одного клика от самой жесткой порнографии, контента со сценами самого отвратительного насилия или композиций Моргенштерна. Так имеет ли смысл в таких условиях создавать «белый интернет»?

Об этом Общественной службе новостей рассказал представитель уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей в сфере интернета Дмитрий Мариничев.

«Белый интернет» и детские телеканалы

Детская площадка за забором
Детская площадка за забором. Фото: fensgar.ru

Нужен ли «белый интернет»? Однозначно ответить нельзя, потому что и «Да», и «Нет». Всё зависит от того, с какой стороны смотреть.

Если например, мы создадим, условно говоря, доменную зону «*.дети», как подразумевается в планах Минпросвещения, все сайты в ней будем верифицировать и администрировать (не важно кто это будет: общественные организации или госстурктуры), то это объективно хорошая зона. Родители могут быть уверены, что, находясь в ней дети будут, посещать только сайты, которые носят просветительский, образовательный, позитивный контент и ничего другого.

Это чем-то похоже на детские телеканалы, которые есть сегодня в любом кинотеатре или в любом пакете спутникового телевидения. Вы можете это включить и оставить ребёнка одного, зная, что тут будут только детские фильмы и передачи позитивного содержания. Просматривая их ребёнку не подсунут ненужную рекламу (алкоголя, курения и прочих). Не будет сцен насилия. Будет исключительно детский контент.

В интернете можно сделать точно такую же зону. Точно также сформировать детскую песочницу, площадку, на которую они будут ходить.

Не ограждать от опасности, а учить её распознавать

Отец учит сына
Отец учит сына. Фото: rg.ru

Но это подход очень узкий. Ребёнок с точки зрения эволюции нацелен на то, чтобы жить в среде, в которой живут взрослые. Дети с рождения обладают способностью копировать модель поведения, которую используют взрослый человек. И это абсолютно нормально: ребёнок рано или поздно должен попадать во взрослую жизнь.

Поэтому не нужно, на мой взгляд, концентрировать усилия на детском контенте или детском интернете. Этим займутся коммерческие структуры, компании, которые работают в интернете, был бы только запрос со стороны пользователей.

Со стороны государства гораздо более разумным было бы подходить к вопросу изменения отношения ребёнка к самому контенту. Надо формировать у ребёнка некий новый навыков «реакция на контент» и «управление контентом». Чтобы ребёнок правильно реагировал на опасные смыслы.

Опыт предыдущих поколений

Грибы в лесу
Грибы в лесу. Фото: pixabay.com

Когда мы жили в деревнях, то от отца к сыну, от матери к дочери передавались навыки: как что-то посадить, как это вырастить. И более близкие к нашей теме: какие грибы в лесу можно есть, а какие – ядовитые, какие ягоды в какой срок собирать, а какие – лучше даже не трогать.

Естественно, можно создать площадку, где высадить только полезные грибы и ягоды, огородить её и следить за тем, чтобы ребёнок находился только внутри неё. И тогда наш ребёнок будет в безопасности. Но как мы его тогда сможем научить отличать грибы ядовитые от съедобных?

Сегодня мы работаем с информацией. Но она тоже является таким же объектом познания для человека. И нам нужно обучать детей навыку различать информацию полезную от бесполезной и, тем более, от опасной.

Невозможно удалить все ядовитые грибы из леса. И невозможно вычистить опасную информацию из интернета. Но если научить ребёнка распознавать опасность, то не будет необходимости эту опасность и удалять: как знающий ребёнок не станет есть поганку, так же наученный ребёнок даже не станет общаться с опасной информацией.

Министерство не должно решать частные задачи

Ликбез
Ликбез. Фото: Maxpark.com

Поэтому если говорить о том, чем бы стоило заняться Министерству просвещения, но надо понимать: такая общественно-значимая структура не может концентрироваться на реализации идей. На реализации может концентрироваться Mail.ru, Yandex – много у нас хороших и качественных компаний.

Они должны и реализовывать эту задачу, и зарабатывать на получившемся продукте. В этом нет ничего плохого. А, вот, чем должно заниматься министерство – это создание фундаментального целеполагания.

Когда-то, сто лет назад у нас была простая и понятная задача: надо было всех обучить грамотности. В этом была потребность государства и его задача. И государство само обучало учителей, отправляло их в школы, в которых учили и взрослых, и детей. Посмотрите ранние советские фильмы: учитель – это практически бог. Все ходят к нему не различая возраста.

Вот и сегодня государству надо сконцентрироваться на этом же: создавать штучный товар «человеческого капитала». И уже эти люди смогут реализовать частные задачи.

Поэтому я категорически против того, чтобы государство занималось созданием «Белого интернета».