test

Политика

Образец офицера и патриота: как полковник из Гвинеи избавил страну от влияния Франции

11 сентября 2021, 13:39
11 сентября 2021, 13:39 — Общественная служба новостей — ОСН

Военный переворот в африканском государстве обнажил слабость Пятой республики.

Взаимоотношения ряда стран Черного континента и Франции десятилетиями строились на шантаже, политических убийствах, свержении неугодных правительств. Их место занимали карманные президенты, помогающие бывшей метрополии выкачивать ресурсы, совсем не занимаясь развитием подконтрольных территорий.

Но в последнее время все начало меняться и военный переворот в Республике Гвинея отличный пример того, как молодые и амбициозные лидеры мнений выбирают патриотизм и достаток народа вместо подачек со стороны бывшей метрополии.

Франции помахали ручкой

Веками угнетающая народы стран Африки Франция в последнее десятилетие активизировала самые жесткие стратегии по продвижению присутствия на Черном континенте. Причина – планомерная и неумолимая потеря влияния. Поэтому Пятая республика засылала вооруженный контингент и сотрудничала с боевиками.

В настоящее время бывшей метрополии не остается ничего другого, кроме как оказывать давление на бывшие колонии при помощи ограничительных мер и откровенных угроз. Одним из примеров неоколониальной политики может служить поддержка бывшего президента ЦАР Франсуа Бозизе, разыскиваемого ныне на родине за антиправительственную деятельность и угрозу национальной безопасности.

Его главной задачей стало сохранение влияние Парижа над республикой, выбравшей взаимодействие с Россией. Однако идеи и инициативы экс-лидера не нашли отклика у рядовых центральноафриканцев. Население страны устало от гнета колонизаторов и отдало предпочтение независимости и взаимовыгодным отношениям с партнерами.

Экономическое давление

Еще одним инструментом влияния на неугодные правительства стало финансовые санкции и ограничения. Когда-то страны Черного континента приняли в качестве основной валюты разработанных и одобренный метрополией франк КФА. Его привязали к курсу французского франка в соотношении один к двум, и Пятая республика выступила гарантом конвертируемости.

В свою очередь государства Африки обязались разместить почти 70% золотовалютных резервов на счете Казначейства Парижа, позволяя последнему регулировать денежно-кредитную политику в случае овердрафта.

Изначально все представлялось как некое благо, однако со временем стало ясно, что Франция ничего не делает просто так и сегодня франк КФА —мощный инструмент влияния на принимаемые решения лидерами региона. Кроме того, члены Елисейского дворца могут заблокировать положительные изменения в области регулирования финансовой системы и обрушить экономику государства, чьи лидеры оказались несговорчивы.

Гвинея — пример избавления

Однако даже такие механизмы как экономические санкции и откровенные угрозы не позволяют Парижу сохранить влияние на судьбы миллионов африканцев. К примеру, ставленник Франции, лидер Гвинеи Альфа Конде оказался очень непопулярным на родине, что в конечном итоге вылилось в его смещение.

В начале сентября молодой и амбициозный полковник, руководитель Сил специальных операций страны (GPS) Мамади Думбуйя взял штурмом президентский дворец и сверг действующие власти, попутно отменив действие устаревшей конституции. Документ, принятый Конде, позволял ему нарушить законодательство Гвинеи и выдвигать собственную кандидатуру на третий срок.

Мятежники заявили о создании нового правительственного аппарата и гарантировали безопасность населения. Они добавили, что их целью является возвращением жителям республики того, что у них отняли неоколониалисты.

«Для начала надо посмотреть биографию этого офицера и тогда мы увидим, что военное образование и карьера у него в свое время строилась в иностранном легионе. Тем не менее полковник в настоящий момент представляется образцом офицера, патриота, который действовал в интересах своей страны и считал необходимым позволить народу жить хорошо. Конечно, не обошлось и без честолюбия. Сейчас для нас главное увидеть какие шаги будет принимать новый лидер в политической сфере. Хотя главное, что его все приветствовали, прежде всего важно мнение населения», — заявил политический аналитик Владимир Джаралла.

Эксперт объяснил, почему люди положительно восприняли известие о смене власти:

«В Гвинее свергнутый президент был чрезвычайно непопулярен, обладая полным административным контролем он продавил те решения, которые ему казались правильными и одновременно с этим готовился зачистить своих оппонентов. Поэтому смену власти жители страны встретили с воодушевлением, так как не видели в сложившейся ситуации никаких перспектив. А сейчас у них есть надежда».

Аналитик предположил, чем в первую очередь займется новое правительство Гвинеи:

«Следующий шаг, который для него чрезвычайно важен — выстраивание отношений с элитами, так как затем мы увидим дальнейшие шаги. Кстати, Франция уже осудила произошедшее в стане, более того к ней присоединился Европейский Союз. Это вызвало ироничные замечания по этому поводу, так как очевидно, что говорить о демократии в данном случае следует с очень большой осторожностью. Любопытно будет смотреть на то, как полковник будет оценивать проекты других стран, прежде всего России».

Думбуйя уже провел встречу с российским послом, а вот МИД РФ пока воздерживается от комментариев по поводу новой власти в стране. Ведомство Сергея Лаврова, вероятно, выжидает благоприятного момента для старта переговоров, ведь буквально 8 сентября в Москву должен был приехать глава МИД Гвинеи, но визит сорвался из-за переворота.

Путь восстановления

Действия военных Гвинеи, бросивших вызов бывшей метрополии, показали прочим африканским странам путь выхода из-под французского гнета. Париж уже давно не является покровителем колоний, хотя и продолжает в это верить. И тем обиднее правительству Пятой республики осознавать крах собственной империи.

Лидеры государств Черного континента не видят во Франции ни помощника, ни верного друга, как бы Елисейский дворец не пытался позиционировать себя единственной добродетелью на материке. Методы европейцев не то, что вызывают сомнения у африканцев, они привели к открытому недовольству свободных людей, которых почему-то до сих пор считают рабами.

В отличие от них Россия, которая в течение последних лет выстраивает новые связи на Черном континенте, относится с уважением к местному населению. Как заявил летом этого года на Московской конференции по международной безопасности министр обороны России Сергей Шойгу: «Мы не намерены кому-то противостоять и противодействовать в сотрудничестве с государствами Африки. Со своей стороны будем продолжать наращивать взаимовыгодные контракты и контакты без навязывания своих политических и экономических условий, как зачастую действуют страны Запада».

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!