test

Общество

Подделывают ли в России лекарства, и как определить «пустышку» — объясняет фармацевт Булыгина

16 декабря 2022, 09:47
16 декабря 2022, 09:47 — Общественная служба новостей — ОСН

Подделка лекарственных средств всегда была прибыльным делом для злоумышленников. Продавать «пустышки» вместо дорогостоящих и действительно необходимых препаратов было принято давно. Сколько сейчас людей отбывают срок за эти ужасные деяния, неизвестно.

После установления четкого качественного надзора за данной ситуацией проблема была частично решена, но в эпоху пандемии рынок снова заполнили подделки, причем не только в РФ, но и в западных странах.
Как обстоит ситуация в современной России, корреспонденту Общественной службы новостей рассказала ведущий фармацевт, бывший руководитель фармакологической компании Дальхимфарм Ирина Булыгина.

Условная подделка

Она подчеркнула, что препараты подделывают везде, но, сославшись на статистические данные от Росздравнадзора, эксперт пришла к выводу, что в России процент выявляемых подделок коррелируется даже с ведущими европейскими странами.

Булыгина предложила посмотреть на само понятие «подделка» намного шире.

«У нас это сразу ассоциируется с тем, что кустарно произведено, запихали вместо препарата мел. Это было в девяностых. Сейчас, если препарат не проходит производственный цикл и не выпускается с QR-кодом, то есть легально не вводится в лекарственный оборот, то регуляторика трактует это как подделку», — объяснила она.

При этом, по словам Булыгиной, препарат может быть абсолютно нормальным лекарственным средством.

«Серию признают подделкой, но препарат может быть абсолютно нормальным»

blockquote

«Контролирующие органы очень эффективно работают. После введения QR-кодов рынок немного трясло, что вполне понятно, ведь тогда устаканивалась вся эта цепочка взаимодействия. Сейчас, когда выявляется, что серия в обороте, а у регулятора нет этой серии в системе по причине, например, того, что ее неправильно промаркировали на заводе условно, серию признают подделкой, но препарат может быть абсолютно нормальным», — уточнила эксперт.

Время меняется

Фармацевт уверена, что сейчас нет большого процента пустышек, когда подделывали дорогостоящие онкологические препараты, выявляя отсутствие действующего вещества.

«Человек, приходящий в аптеку, сам никогда ничего не определит»

blockquote

«Человек, приходящий в аптеку, сам никогда ничего не определит. За три копейки препарат подделывать никто не будет — это экономически невыгодно. А если подделка имеет место быть, то она делается качественно, и обыватель никогда не отличит ее. Даже специалист не всегда определяет с ходу — это определяется только физико-химическим анализом», — уверена Булыгина.

У Росздравнадзора, по словам эксперта, сейчас есть передвижные лаборатории, которые едут специально, останавливаются, берут упаковку с лекарственным веществом и, не вскрывая ее, определяют, что содержит данная капсула или таблетка, не разрушая упаковки.

Нехватка препаратов

Высказалась эксперт и относительно ситуации с достатком жизненно важных препаратов в стране.

«Все, что жизненно важно, всегда стоит на жестком контроле у всех органов»

blockquote

«Все, что жизненно важно, всегда стоит на жестком контроле у всех органов — у ФАРК, Росздравнадзора, у той же прокуратуры. Не дай Бог, если чего-то из перечня жизненно важного не будет в аптеке или по рецепту», — указала фармацевт.

По ее словам, подобные вещи, конечно же, случаются, но, как правило, это происходит, если нет субстанции, то есть основы лекарственного препарата. Все дело в том, что все субстанции завозные — в основном из Китая или Индии.

«Но если не будет субстанции, то препаратов не будет и в Европе, так как сырье они получают из тех же источников. Схема у всех одна», — уточнила Ирина Булыгина.

Таким образом, контрафактной продукции в сфере лекарственных средств, по мнению эксперта, на сегодняшний день в России практически нет.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!