test

Общество

Банкам не выгодно забирать квартиры у должников – вице-президент гильдии риелторов

12 августа 2020, 14:52
12 августа 2020, 14:52 — Общественная служба новостей — ОСН

Забрать квартиру у должника – это дело очень долгое и сложное. К тому же не очень интересное для банков: продать квартиру быстро не получится, а пока она не продана, за неё надо платить. Об этом Общественной службе новостей рассказал вице-президент Российской гильдии риелторов, эксперт КС НКО Константин Апрелев.

В понедельник 10 августа Банк России выпустил список мер, которых рекомендовано придерживаться банкам при общении с должниками, которые попали в сложную финансовую ситуацию из-за коронавирусного кризиса. Среди прочих, была рекомендация не спешить выселять должников из квартир, находящихся в залоге. Эти меры планируется сохранить до 31 декабря.

Константин Апрелев
Константин Апрелев. Фото: realnoevremya.ru

Апрелев объяснил, что судебные процессы с недвижимостью очень медленные:

«Во-первых, вы должны понимать, что, когда на квартиры обращается взыскание, это процесс длительный, потому что судебный. Поэтому то, что до 31 декабря ничего делать не будут, это не означает, что 1 января на рынок выйдут квартиры. Они ещё полгода, минимум, не выйдут. А то и год-два», – сказал он.

Эксперт добавил, что подобные тяжбы становятся ещё длиннее из-за особых условий. Например, на длительности разбирательства может сказаться то, что будут задеты интересы детей, прописанных в квартире:

«Это всё пока до рынка дойдёт, пройдёт огромное количество времени. И за этот период уже всё может вполне восстановиться. Если будет, конечно, восстанавливаться», – подчеркнул собеседник.

В банках, как правило, нет эффективных управленцев недвижимостью

blockquote

Вторая тема, на которую обратил внимание Апрелев, позиция самого ЦБ, которая заключается в предложении просто немного подождать:

«А почему бы, например, не подключиться к реструктурированию этих кредитов по пониженной ставке ипотеки. Я думаю, что в любом случае банкам интереснее проводить реструктуризацию кредитов, чем забирать эту недвижимость, платить за неё, пока она у них числится на балансе и потом выводить на рынок», – сказал эксперт.

Как объяснил наш собеседник, такие активы не слишком «комфортная история»:

«Потому что в банках, как правило, нет эффективных управленцев недвижимостью. И, второе, в банках, как правило, нет людей, которые могут качественно быстро продать. Не только потому, что специалистов сложно привлечь, но ещё и потому, что в банках сложная система мотивации, которая не вполне конкурентноспособна с обычными рыночными механизмами стимулирования продаж», – заверил Константин.

Поэтому, как считает Апрелев, у банков нет стимулов к тому, чтобы взыскивать долг через отъём квартиры:

«С моей точки зрения, нам ипотечный кризис не грозит. Потому что у нас по-прежнему существует глобальный дефицит жилья. У нас нет такого, чтобы квартир было больше, чем семей. Поэтому даже если сейчас цены на пару лет понизятся, они неизбежно потом вернутся к рыночным», – подытожил эксперт.

Напомним, что экономический кризис 2008 года начался с того, что в 2007 году произошло обрушение ипотечного рынка в США. Большое количество людей по разным причинам перестали погашать платежи по ипотеке. Постоянный рост цен на недвижимость побуждал людей вкладывать свободные средства именно в жильё. Но начиная с середины 2006 года цены начали стремительно падать. В результате был запущен процесс, из-за которого практически обесценились ценные бумаги, которые обеспечивались ипотечными кредитами.

По разным оценкам из-за ипотечного кризиса 2007 года финансовые организации мира потеряли до 4 триллионов долларов. Это равняется примерно половине госдолга США в тот год.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!