test

Общество

Экология – это набор ярлыков. Интервью с главой комитета Госдумы по природным ресурсам

23 августа 2021, 17:22
23 августа 2021, 17:22 — Общественная служба новостей — ОСН

Президент России Владимир Путин своим указом назначил выборы депутатов Государственной Думы восьмого созыва на 19 сентября. Таким образом, менее чем через два месяца гражданам предстоит избрать 450 федеральных депутатов. С учетом пандемии, согласно решению Центризбиркома, само голосование растянется на три дня – с 17 по 19 сентября.

Госдума седьмого созыва завершает свою работу. В связи с этим председатель комитета Государственной думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев в интервью Общественной службы новостей ответил на самые актуальные для жителей страны вопросы.

Что такое «политическая экология»? Какие последствия ждут нашу страну при климатических изменениях?

– Сейчас у нас вес свалено в одну кучу: тема климата, экологии, политики. Есть даже «зеленые» политические движения. Мне кажется, за огромным объемом этого шума нужно вычленить что-то особенно важное. Если мы говорим о климате, то мы говорим о международной климатической повестке. Часто, когда одновременно обсуждают все, произрастают политические спекуляции. Сейчас все политические партии затрагивают тему экологии. Все правы, все молодцы, важно говорить о том, что нужны леса, вода, чистый воздух. Кто-то говорит, что нужно сделать, а кто-то ограничивается популистскими лозунгами. Тема климата и международная климатическая повестка стали международной политикой. Тема углеродной нейтральности сейчас звучит практически на всех международных переговорах. Включается экономика, потому что с 2023 года в ЕС будет введен в углеродный налог. Там будут оценивать те продукты, которые приходят из России в Европу. Нам надо больше говорить обо всех этих проблемах, потому что в глазах людей это все – одно целое, а на самом деле это не так.


У нас в истории есть огромный опыт, когда люди сами ведут себя таким образом, чтобы сохранять среду, которая у них была. Я проехал от истока до устья Дона, чтобы увидеть, что там происходит и понять, насколько обоснованы обращения, которые идут и ко мне, и в комитет. Пишут, что Дон грязнеет, мелеет. Проблемы там огромные. Когда стоишь посредине огромной реки, а вода доходит до щиколотки, кажется, будто идешь по воде. У тех же самых казаков был способ, как бороться с обмелением, ведь такое случалось и раньше. Казаки строили шпоры – полудамбы, которые сужают русло реки, течение убыстряется и прочищает реку. В свое время, когда Советский союз начал свое техническое развитие, появились земснаряды – кораблики, которые углубляют русло и вынимают грунт со дна. Эта практика забылась, люди стали надеяться на то, что государство обеспечит ситуацию на реке. От того, что любая инициатива будет пресекаться, страдать будут все. У нас есть опыт, у нас есть знания. Всегда у людей было желания обустроить окружающую среду, в которой они живут. Мы изжили условия, при которых люди этим занимались. Сейчас важно об этом вспомнить, нужно смотреть на вещи объективно. Есть локальная проблема, которую нужно решить. Сейчас стоит задача – вернуть климатической повестке объективность именно с позиции людей, зафиксировать эти проблемы и бороться с ними.

Какой вопрос – самый острый?

Важно учитывать, что мы любим обобщать. Обобщения – это путь к ярлыкам. Экология в общественном сознании – это набор ярлыков. Один из самых острых вопросов – это тема законодательства об охоте. Ни одна другая тема так остро не воспринималась, как взаимоотношения людей и животных. С одной стороны, люди, которые живут и развивают отрасль, они не являются садистами и убийцами. Благодаря охотникам, во многом сейчас увеличивается поголовье охотничьих ресурсов. С другой стороны, есть зоозащитники, которые говорят, что даже, если собака покусала ребенка, то ее нельзя трогать, потому что это живое существо. Эти два лагеря говорят о том, что большинство выступают за одно, а большинство – за другое. Эти ярлыки, которые формируются, мешают объективному восприятию любой проблемы. Важно в экологической составляющей это всегда помнить и откровенно об этом говорить. Если мы берем охоту, сейчас под нашим видео будет огромное количество комментариев.


Когда мы говорим об экологии, мы говорим об идеологии. Сейчас многие «зеленые» структуры и движения постулируют политические лозунги, они говорят о разном подходе к человечеству. Если мы всегда говорили о человеке, как о центре земли, как о существе, которое использует природу, планирует преобразования, то сейчас «зеленая» идеология говорит о том, что человек – это такая же популяция, как волки и медведи, к тому же, вредит природе. Самое важное – это понять, что эти идеологии непримиримы. Если человека убеждаешь, и он объективно подходит к вещам, то, когда речь идет об идеологии, возражение для человека только подтверждает истинность его взглядов.

Какое будущее у мусороперерабатывающей отрасли в России?

– Это одна из тем, которые постоянно обсуждаются. У нас огромные площади помоек. Каждый день, который мы тратим, не реализуя проект по строительству мусороперерабатывающих заводов, приводит к тому, что эта площадь только разрастается. Вы представьте, какое количество опасных веществ попадает в воду, грунт. Нужно заняться переработкой мусора немедленно. Нам говорят об этом те люди, которые представляют часто иностранные экологические организации. Есть большое количество стран, где мусоросжигающие заводы стоят и в центре, и на окраине городов. Ни у кого не возникает беспокойства, эта позиция во многом является политической. Все усилия тратятся на то, чтобы заблокировать эти решения.
У нас есть и деньги, и место, сейчас этот проект реализуется. Мы привыкли говорить о проблемах, как о нечто новом. Проблемы мусора тянутся еще с советских времен, поэтому никто этими проблемами многие годы вообще не занимался. Только сейчас выделяются деньги, началась работа. Когда эту работу начинают тормозить через политические лозунги, общественное давление, это вызывает у меня только возмущение.

Есть технологии, которые делают такие заводы безопасными, мы можем их использовать. Тема очень большая и серьезная. Если мы ожидаем, что она будет решена по щелчку – это невозможно. Если мы не будем ничего делать, то зарастем мусором. Мусорная реформа идет очень тяжело, но нам нужно делать большие шаги. Строительство мусоросжигательных заводов должно быть под жестким контролем технологий, с соблюдением санитарных норм. Нам нужно избавляться от мусора. Пока мы бездействуем, его становится только больше.

Создание каких законодательных климатических проектов предстоит Госдуме VIII созыва?

– Развитие климатического законодательства. Мы приняли один закон об ограничении выбросов парниковых газов. Предстоит серьезный пересмотр всего природопользовательского законодательства, с точки зрения климатических особенностей и необходимости учета климатической повестки. Оно должно быть междисциплинарное. Следующая задача – это добиться исполнения тех законов, которые мы приняли в VII созыве. Например, это колоссальная реформа лесной отрасли, которая делает ее прозрачной, прекращает схемы легализации черной вырубки. Эта же реформа обеспечивает восстановление лесов там, где это необходимо. Нам нужно анализировать правоприменительную практику. Надо добиваться того, чтобы закон был без дырок и злоупотреблений, чтобы он просто работал.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!