test

Политика

Политические или экономические амбиции – что перевесит?

19 января 2023, 11:00
19 января 2023, 11:00 — Общественная служба новостей — ОСН

Россия успешно справляется с задачей импортозамещения. Это особенно актуально в ситуации, когда Европа с новыми силами бросилась поддерживать украинскую армию. В таких условиях работа компаний недружественных стран в России становится невозможной: российский рынок не должен «кормить» поставки вооружений Украине.

На днях на рабочей встрече с президентом России Владимиром Путиным губернатор Липецкой области Игорь Артамонов, в том числе, отметил, что сейчас в экономике самое главное – стабилизировать ситуацию. «У нас почти 300 предприятий с иностранным участием. Конечно, возникали риски, что это дестабилизирует нам рынок труда. Но одни инвесторы заместили других, идёт процесс перехода прав собственности. То есть всё ровно, всё нормально, рынок труда это не пошатнуло», – рассказал президенту Артамонов.

Что ж, Липецкая область успешно справляется с импортозамещением, справится и вся Россия. В целом в экономике России около 25 тысяч компаний с иностранным капиталом. Ушло же в 2022 году не так много – около 150 компаний. Конечно, не будем забывать, что в это число – 25 тысяч – входит бизнес и из дружественных стран, однако все еще значительный объем рынка в России заполняют компании из недружественных России государств.

Деятельность бизнеса недружественных стран в России вызывает недоумение. Как страны-соседи, еще недавно дружившие с Россией, смогли положить в одну корзину свою экономическую выгоду от российского рынка и одновременно – свои политические амбиции, выражающиеся в поддержке Украины?

Наибольшие претензии сейчас у России к Франции – эта европейская страна в ближайшее время направит украинской армии свои танки. Владимир Зеленский, президент Украины, уже призвал глав других государств брать пример с Макрона. А ведь в России работает более 1,2 тысячи французских компаний, еще около 6−7 тысяч экспортируют продукцию. Стоит заметить, что такое экономическое сотрудничество всегда поощрялось французскими властями.  Например, министр экономики и финансов Брюно Ле Мэр еще в декабре 2021 года призывал французские компании активнее инвестировать в Россию и открывать там заводы.

И французский бизнес крепко ухватился за российский рынок. Например, французская сеть ритейла «Ашан» в 2022 году отметила 20-летие своей работы в России. В свое время «Ашан» произвел грандиозное изменение в привычках и мышлении россиян: оказалось, что удобнее закупаться продуктами сразу в большом количестве в одном месте, чем бегать в магазин каждый день. Первый гипермаркет «Ашана», появившийся в Мытищах в 2002 году, стал буквально культурным шоком для населения – а теперь такой формат больших гипермаркетов привычен в России, и, конечно, терять такой большой рынок «Ашану» невыгодно. Или возьмем крупную отельную сеть Accor – она и вовсе работает в России более 30 лет, с 1992 года. В эту сетку входят Swissôtel, Mövenpick, Novotel, Mercure. Первым отелем группы в России стал Novotel Шереметьево, а пять лет назад в России насчитывалось уже 40 отелей Accor. Бренд Accor стал строить себя в России как глобальный работодатель, и это у компании получалось отлично.

Точно так же, как у молочного гиганта Danone. На 2021 год компания Danone была крупнейшим в России переработчиком молока, имела выручку 122,7 млрд рублей, по данным Национального союза производителей молока (Союзмолоко) и агентства Streda Consulting. Французская компания выпускает продукцию под брендами Danone, «Простоквашино», Activia, Actimel, Alpro  – список очень длинный. А еще у этого производителя есть подразделение Nutricia, отвечающее за специализированное детское питание и смеси (бренды «Малютка», «Малыш» и Nutrilon).

При этом не будем забывать, что во всех этих французских компаниях в России трудятся российские же граждане, на российских площадях, а пищевые компании, как тот же Danone, производят свою продукцию из российского сырья. Возвращаясь к словам липецкого губернатора, стоит заметить, что не только отдельно взятая область, но и вся Россия с успехом справляется и справится дальше с задачами импортозамещения. А вот иностранный бизнес должен, если уж хочет сохранить лицо, просто уйти из России. Иначе паззл не очень складывается: как это, например, Франция одной рукой забирает миллионы из российского рынка, а другой – отсыпает вооружение Украине? Между прочим, Danone в конце минувшего года обмолвилась, что планирует уйти из России (хотя весной 2022 года уверяла, что остается), но замолчала. Может быть, французские власти намекнули владельцам бизнеса, что надо бы потрудиться в России еще и подзаработать еще миллионы  – они ведь пригодятся французской экономике. «Зарубежный бизнес работает в России на российских же ресурсах. Если эти компании уйдут с рынка, наша страна не много потеряет – мы увидели в 2022 году, что освободившиеся ниши постепенно заняли отечественные производители, или же менеджмент ушедших брендов подхватил знамя, и бизнес по-прежнему действует. Все зависит от тактики ухода западных компаний с рынка – сделать это грамотно или наделать ошибок, – считает экономист Сергей Пегов. – Россия в силах сама справиться с теми нишами, которые освободятся после ухода западных производителей, и сама – за счет собственных кадровых и сырьевых ресурсов – может поддержать и продолжить работу этих производств. То, что неприлично зарабатывать на России деньги, которые потом спускаются на вооружение украинской армии, – это однозначно».

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!