test

Эксклюзив

Психолог Дугенцова: Детям до 12 лет нельзя «сидеть» в телефонах дольше 40 минут

23 декабря 2023, 00:30
23 декабря 2023, 00:30 — Общественная служба новостей — ОСН

Просмотр коротких видео в социальных сетях оказывает негативное влияние на когнитивную функцию человека, ухудшая его навык концентрации внимания и память. Для взрослых людей со здоровой психикой такое воздействие не будет критичным, однако у детей до 12 лет, чей мозг находится на стадии активного развития, пристрастие к видеороликам по 15-60 секунд может привести к неполноценному формированию когнитивных навыков. В результате, во взрослой жизни они будут испытывать проблемы с памятью и неспособностью подолгу фокусировать внимание. Для того, чтобы это предотвратить, родителям следует ограничивать время, которое дети допубертатного возраста проводят в гаджетах, до 40 минут. Об этом Общественной службе новостей рассказала детский психолог Дарья Дугенцова.

Специалист назвала короткие видеоролики из социальных сетей «информационным фастфудом». Привычка человека подолгу смотреть такие ролики постепенно приводит к ухудшению его когнитивной функции – навыков концентрации внимания и памяти, отметила она.

«Детям […] намного тяжелее в будущем будет концентрироваться и проявлять свою память».

blockquote

«Есть исследования, которые доказывают, что, если раньше концентрация внимания у людей была, например, несколько минут, то сейчас за счёт большого количества информационного фастфуда она сократилась до нескольких секунд – где-то до 15-16 секунд. То есть как у рыбки, — сообщила Дугенцова. — Особенная сложность тут возникает, естественно, у детей. Мы, более или менее взрослые люди, которые перевалили за пубертат, ещё умеем концентрировать своё внимание и развили свою память, когда это было возможно – а это делается в основном с 1 по 4 класс. То есть это развивается именно в младшем школьном возрасте, и это важно, чтобы в будущем с этими проблемами никак не сталкиваться. А получается так, что тем детям, которые ещё не успели пройти первые 4 класса, и из-за информационного фастфуда эти навыки у них нормально не сформировались, намного тяжелее в будущем будет концентрироваться и проявлять свою память».

По словам психолога, память и способность фокусировать внимание – это те показатели, на которые нужно обращать максимальное внимание при воспитании детей. Чтобы когнитивные навыки у ребенка точно полноценно развились, Дугенцова рекомендует ограничивать время, которое тот проводит в телефоне, до 40 минут.

«Либо у нас в будущем будут проблемы, и я готов с ними работать, либо все-таки я буду сейчас контролировать эти посиделки в телефонах».

blockquote

«Почему гаджеты сейчас настолько популярны, почему популярны короткие ролики – все потому, что родителям удобно, когда дети чем-то заняты, когда они занимаются какими-то подобными делами, а не чем-то плохим – ребенок об стенку не бьётся, истерики не устраивает. И получается, что он просто становится удобным. Вот и все, — указала детский психолог. — Поэтому здесь нужно сделать выбор: либо у нас в будущем будут проблемы, и я готов с ними работать, либо все-таки я буду сейчас контролировать эти посиделки в телефонах. Да, при этом не всегда буду хорошей мамой или папой, потому что буду что-то запрещать ребенку, но зато у него будут когнитивные функции в порядке».

Нарушение формирования когнитивных функций у ребенка под воздействием Интернета и коротких роликов продиктовано гибкостью человеческого мозга и его способностью подстраиваться под бытовые условия, говорит Дугенцова. Так, если в древности люди были вынуждены запоминать большое количество информации о мире ради собственного выживания, то сейчас подавляющую часть нужных знаний человек может мгновенно получить из поисковых сервисов. В результате, мозг отправляет в долгосрочную память куда меньшие объемы информации, поскольку знает, что в любой момент может почерпнуть ее из гаджетов.

«Значит, что и в школе особо не надо ничего запоминать».

blockquote

«То же самое с детьми. Если ребёнок до 12 лет постоянно сидит в этих рилсах и шортсах, то получается, что его мозг подстраивается под эту систему и привыкает, что у него через каждые 15-60 будет новая информация. А значит, что и в школе особо не надо ничего запоминать, если скоро еще поступит информация, а нужную потом можно просто загуглить, — пояснила эксперт. — Поэтому нежелательно, чтобы дети сидели в таких вот коротких историях. Уж лучше тогда пусть действительно мультики смотрит на телефоне, нежели потребляет что-то фастфудное из социальных сетей».

После 12 лет когнитивные навыки у детей уже сформированы, поэтому так пристально следить за их временем за просмотром роликов в соцсетях не нужно. Кроме того, в этом возрасте начинается пубертат, который ставит перед родителями другие вызовы – с ребенком переходного возраста нужно договариваться, тонко чувствовать его желания, уделять ему внимание и так далее.

«Нужно успевать до 12 лет контролировать эту историю».

blockquote

«Там уже в каком-то смысле поздно подключать вот эту историю с 40 минутами. Потому что идет чистейшего вида сепарация. И если мы эту сепарацию ребенку нормально не дадим, то тогда там будут уже совсем другие вопросы. Поэтому нужно успевать до 12 лет контролировать эту историю. Но и после 12 тоже нужно контролировать – например, полтора часа в день ребенку давать на гаджеты. Он может спокойно ими пользоваться, хоть и с ограничением по времени, и самостоятельно решает, на что он потратит это время», — заключила детский психолог.

Ранее в разговоре с ОСН детский психолог Дарья Дугенцова рассказала, как спасти замкнувшегося в себе ребенка.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!