test

Общество

Как реагировать на оценки ребенка, чтобы не травмировать его

14 сентября 2023, 12:00
14 сентября 2023, 12:00 — Общественная служба новостей — ОСН

Оценки — один из наиболее раздражающих факторов для родителей школьников. Многие придают им ключевое значение для процесса обучения, забывая о эмоциональном и психологическом комфорте самого ребенка. Впрочем, не обращать внимания на оценки также неправильно. Общественная служба новостей разобралась, как правильно реагировать на плохие оценки ребенка, чтобы не нанести ему психологическую травму.

В чем опасность зацикливания на оценках

Для многих родителей оценка — главный показатель наличия или отсутствия у ребенка знаний. Хотя это далеко не так. Однако даже самого терпеливого родителя принесенные тройки и двойки могут вывести из себя. Но устраивать скандал из-за негативной или недостаточно хорошей оценки точно не стоит, так как это может травмировать психику ребенка.

«Ваша задача — эмоциональная поддержка и мотивация. Всегда помните: оценки менее важны, чем отношения между вами и ребенком. Берегите отношения. Если ребенок получил «двойку» будьте уверены, ему за это уже влетело от учителя. Возможно, от соучеников. Отреагировав слишком эмоционально, накричав, вы добавите ему неуверенности в себе, а отметка от этого в отличную не превратится. Да, обидно, да, неприятно. Но возьмите себя в руки. Подышите, сосчитайте до 10. Есть множество других способов оставаться спокойным. Главное — сохранить взаимное доверие, желание ребенка делиться с вами проблемами», — рассказывает кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии труда и психологического консультирования Государственного университета просвещения Екатерина Булгакова.

Фиксация на хороших оценках может привести к тому, что ребенок либо потеряет интерес к учебе («все равно ничего не получается») либо начнет зубрить предметы, а не пытаться понять их и усвоить («главное — оценка, а не знания»). И тот и другой вариант рано или поздно обернется проблемами.

фото: freepik.com/freepik

Как правильно реагировать на плохие оценки ребенка

«Будьте внимательны к мнению ребенка о ситуации. Спросите, как он сам оценивает свои достижения, что ему непонятно. Позвольте ему выразить свои мысли и чувства.

Обязательно учитывайте, что есть разные исходные условия. Одному ребенку не надо стараться, и будет 5, а другой старается, и все равно 3. Лучше всех свое чадо знаете только Вы. Хвалите даже за тройку, если ребенком приложены усилия. Хвалите за процесс, а не за результат. Тогда ребенку будет приятен процесс, а это, возможно, приведет и к улучшению результата», — советует Екатерина Булгакова.

Помните, что оценки — не повод для скандала или наказания ребенка, а сигнал о том, нужна ли ему помощь в усвоении предмета. Реагировать на принесенные школьником оценки можно следующим образом:

Пять баллов — он разобрался в материале, помогать с усвоением предмета ему не нужно. Можно умеренно похвалить, но не перехваливать.

Четыре балла — в этом случае можно узнать у ребенка, что из материала он пропустил или недопонял, а также предложить свою помощь в прохождении заданной темы.

Три балла — материал ребенок усвоил не до конца, поэтому предложите помочь в изучении, разобрать подробнее задачи и вопросы, которые ребенок не смог понять на уроке или самостоятельно.

Два балла — тема оказалась слишком сложной, поэтому важно помочь ребенку разобрать ее досконально, возможно, испробовав другие, более понятные примеры и варианты решений.

«Заинтересуйте ребенка. Если он будет понимать, что, например, изучение истории, экономики и математики поможет ему ориентироваться в сегодняшних реалиях, сегодня, а не “когда вырастешь”, его отметки будут выше. Помогайте ему. Объясняйте сложные места», — продолжает Екатерина Булгакова.

Помимо плохо усвоенного материала, у плохих оценок могут быть и другие причины:

  • отсутствие контакта с педагогом или негативное отношение учителя;
  • плохое самочувствие ребенка на уроке (заболел живот, голова);
  • ребенок постеснялся выступить перед классом и ответить на вопросы учителя;
  • ребенка отвлекали другие дети. Он не смог сосредоточиться на ответе и получил плохую оценку.

Поощрение ребенка

Ни в коем случае нельзя негативно реагировать на плохие оценки. Ребенок воспринимает любую критику на свой счет, даже если она касается его знаний. Недопустимо читать ребенку нотации, допускать оскорбления, угрозы или насмешки.

В то же время нельзя забывать, что позитивная или безразличная реакция на плохие оценки также ведет к проблемам. Нельзя говорить: «Подумаешь, двойка! Исправишь в конце четверти!» или «Все гении плохо учились в школе!»

И тем более нельзя для исправления оценок выполнять за школьника его домашнее задание. Помогать можно и нужно, но не делать за ребенка его работу.

«Не забывайте говорить, как вы гордитесь ребенком, если он достигает хороших результатов. Соответственно возрасту это могут быть хорошо написанные слова “Классная работа” для младших классов и решенные уравнения для старших. Ваше отношение ребенок считывает сразу. Оно поможет ему почувствовать поддержку и мотивацию для дальнейших успехов. Помогите ребенку понять, что оценка — его личная ответственность, особенно в средней и старшей школе. Результат его собственной работы и усилий», — рассказывает специалист.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!