Общество

Чтобы понять историю, ею нужно жить: историк рассказал об особенностях Дня России

11 июня 2021, 20:01
Фото: newokruga.ru
11 июня 2021, 20:01 — Общественная служба новостей — ОСН

День России – важный государственный праздник Российской Федерации, который отмечается ежегодно в день принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР 12 июня 1990. Об особенностях праздника и его истории в интервью Общественной службе новостей рассказал доктор исторических наук Александр Сытин.

Когда началась Россия?

– Конкретной точки нет. Она теряется в глубинах истории. История других государств так же теряется, вряд ли можно найти такую точку, как, например, в США. Важно отметить, что, имея такую неопределенную точку, Россия с самого начала в осознании своей истории стала формироваться, как государство с мифологизированной историей. Появилось заявление о том, что Россия – это страна с непредсказуемым прошлым. Это, действительно, так. Потому что, начиная с Ломоносова и Карамзина, а заканчивая сталинским курсом истории ВКП(б), история страны создавалась, как один большой миф. Содержание и наполнение этих мифов несколько менялось. Если мы посмотрим на их революцию, то мы увидим вещи, которые проходят сквозняком. Это связано и с тем, что в создании этих мифов принимала участие власть. Россия – страна мессианская, она является кладезем некой духовности. Этой духовностью она может поделиться с окружающими, в том числе и с загнивающей и вымирающей Европой.

Что представляет собой истинная история России?

– Сослаться на какую-то конкретную работу практически невозможно. Если вы хотите знать историю России, то этому нужно посвятить всю жизнь, только так выстроится концепция. Будет ли она комплементарная или нет, зависит от двух вещей: от вашей изначальной позиции и от познаний всеобщей истории.

Может ли историк оставаться объективным?

– Раньше я был убежден в том, что историк может быть объективным. На сегодняшний день я знаю, что, рассматривая историю не с точки зрения диссертационного мелкотемья, а с точки зрения глобальных процессов, историк творит собственную мифологию. История – это не только наука, но и собрание колоссального жизненного опыта. Если вы живете в истории, то вы будете занимать определенную позицию.

Какие события в истории России остаются для вас «белыми пятнами»?

– Я никогда не занимался раннекняжеской историей. Мои познания в русской истории начинаются приблизительно с Ивана III. Все, что было ранее, выглядит достаточно туманно. Во-первых, очень мало источников. Во-вторых, практически полностью отсутствует такая вещь, как литературная традиция. Понятно, что исторические процессы сейчас ускоряются. Потребности социально-экономического развития страны сталкиваются с тем, что правящий класс и элита оказываются не в состоянии этому соответствовать. Власть упирается в некий тупик, она не знает, как себя вести. Мы видим, что Иван Грозный с теми задачами, которые перед ним вставали в конце XVI века, не справляется. Мы имеем переходный период. В целом, Московская Русь со своей идеологией и укладом оказалась исчерпана в своих традициях. Дальше – либо должен был наступить распад, либо должен был прийти реформатор. В тот момент России повезло, все-таки пришел реформатор, который, по признанию большинства историков, просто сломал эту систему и построил новую. Была создана Российская империя, которая просуществовала ровно два века.

Почему именно «День России», а не, например, «День суверенитета»?

– С одной стороны, здесь есть путаница, а с другой стороны – уступка общественному мнению. В России, в силу географического положения, не может существовать национальная идея. Хорошо это или плохо – неважно. Поэтому, когда государства вышли из состава СССР, они провозгласили свои идеи. А Россия не смогла. Дефицит идеологии, который наступил после распада и отказа от коммунистической идеологии, очень сильно сказывается. Сначала была идея о том, что мы должны подписать новый союзный договор, но это сделать не получилось. Нужно было конституировать Российскую Федерацию, как территориального наследника РСФСР. Не нашли ничего лучшего, кроме как разойтись по отдельным квартирам в рамках того административного деления, которое существовало при Советском союзе.

Какие источники для изучения истории России вы бы порекомендовали?

– Что касается истории России до XVII века, я бы порекомендовал Соловьева. Там есть множество недостатков, но фактуру вы знать будете. С точки зрения истории XIX века, я бы порекомендовал Корнилова. Если говорить о предреволюционной эпохе, то есть книга Ольденбурга о царствовании Николая II. Я рекомендую это не с точки зрения идеологии, а с точки зрения фактологии. Что касается Советского периода, у меня нет ответа на этот вопрос, потому что сейчас стали доступны многочисленные переводные издания. Здесь нужно подходить концептуально, чего никто не делает.