test

Политика

Как президент Шри-Ланки превратился из «героя войны» в беглеца

13 июля 2022, 22:24
13 июля 2022, 22:24 — Общественная служба новостей — ОСН

Рано утром в среду побежденный президент Готабая Раджапакса поспешно покинул страну, спустя несколько дней после того, как тысячи разгневанных демонстрантов ворвались в его официальную резиденцию, искупались в его бассейне и потребовали, чтобы он, наконец, ушел.

Ожидалось, что он уйдет в отставку позже в тот же день, но Готабая Раджапакса не стал ждать, чтобы сделать это официально. Вместо этого перед рассветом он сел на военный самолет, вылетевший из Коломбо, и сбежал на Мальдивы.

Его отъезд — исторический момент для 22-миллионного островного государства, которым раджапаксы правили на протяжении большей части последних двух десятилетий, прежде чем потерять веру своих когда-то обожающих его граждан.

«Вид Готабая Раджапакса, бегущего из Шри-Ланки на самолете ВВС, представляет собой падение этой семьи», — сказал Ганешан Вигнараджа, старший научный сотрудник британского аналитического центра ODI Global.

По мере того, как страна делает первые шаги в новый дивный период, эксперты говорят, что было бы неплохо подумать о том, что именно пошло не так в последний раз, начиная с подъема и падения Раджапакса.

Готабая Раджапакса не первый член семьи, ставший президентом. Его брат Махинда Раджапакса , который, как и Готабая, считался «героем войны» среди большинства населения, был избран президентом в 2005 году и достиг почти легендарного статуса в 2009 году, когда объявил о победе в 26-летней гражданской войне.

Эта победа дала Махинде Раджапакса неисчерпаемый источник политического капитала, который он мог использовать, и он продолжал наслаждаться 10-летней властью, в течение которой он пользовался уважением сингальского буддийского большинства Шри-Ланки. В народе его называли «аппаччи» — отцом нации — и люди часто кланялись, когда он проходил мимо.

Большую часть своего срока Махинда Раджапакса управлял Шри-Ланкой как семейным бизнесом, назначая своих братьев на ключевые должности.

И пока шли хорошие времена, несмотря на нарекания по поводу кумовства, братья оставались популярными. Страна пережила годы роста, подпитываемого огромными заимствованиями правительства из-за рубежа для финансирования общественных услуг. Но хорошие времена длились недолго.

Проблема прав человека вышла за рамки войны. Политические оппоненты обвинили Махинду Раджапакса в молчаливом одобрении крайне правых буддийских групп, а мусульманское и тамильское меньшинства Шри-Ланки опасались более широких репрессий против своих общин.

В то же время гнев по поводу предполагаемого кумовства Махинды рос по мере появления признаков экономических проблем, и стало ясно, что за прежнюю щедрость правительства придется заплатить цену.

К 2015 году Шри-Ланка была должна была Китаю 8 миллиардов долларов, и официальные лица Шри-Ланки предсказывали, что накопленный внешний долг — как перед Китаем, так и перед другими странами — съест 94% ВВП страны.

В том же году Махинда Раджапакса проиграл на президентских выборах своему бывшему министру здравоохранения.

Тем не менее, и в президентстве Готабая Раджапакса начали появляться трещины, поскольку вопросы об управлении экономикой его правительства продолжали расти. Эксперты считают, что экономические проблемы Шри-Ланки возникли не только по вине правительства, но ее беды усугубились серией неверно принятых решений.

Столкнувшись с огромным дефицитом, Раджапакса сократил налоги в попытке стимулировать экономику. Но этот шаг имел неприятные последствия, вместо этого ударив по государственным доходам.

Затем рейтинговые агентства понизили рейтинг Шри-Ланки почти до уровня дефолта, что означало, что страна потеряла доступ к зарубежным рынкам. Далее Шри-Ланке пришлось использовать свои валютные резервы для погашения государственного долга. Это повлияло на импорт топлива и других предметов первой необходимости, что привело к резкому скачку цен.

Теперь некогда обожающая Раджапакса публика обнаружила, что не может прокормить свои семьи или заправить свои автомобили. Люди должны часами стоять в очереди за топливом, часто вступая в столкновения с полицией и военными. Полки супермаркетов пусты. Запасы лекарств подходят к концу.

И винят в этом Раджапаксов. Уже несколько месяцев разгневанные жители Шри-Ланки выходят на улицы, обвиняя Готабая и Махинду Раджапакса в неэффективном управлении экономикой.

Протесты начинались мирно, но в мае переросли в более агрессивные, в результате чего Махинда Раджапакса ушел в отставку с поста премьер-министра. Но его решение мало помогло подавить протест —  его брат остался у власти в качестве президента.

В течение нескольких недель Готабая цеплялся за надежду сохранить место, очевидно, не желая, чтобы династия пала. В конце концов у него не было выбора, так как роскошный дом, который он когда-то использовал для развлечения, был захвачен толпами, спасающимися от жары в его сверкающем бассейне и устраивающими пикники на его раскидистой лужайке.

Как отметил Вигнарая, эти образы стали достойным завершением эпохи.
«Перейти от того, чтобы вас считали героями, к тому, чтобы вас изгнали из собственного дома, немыслимо. Это полное грехопадение».

Ранее Общественная служба новостей рассказала, что премьер-министр Шри-Ланки ввел комендантский час, который продлится до утра четверга. Как стало прежде известно, полиция Шри-Ланки отогнала протестующих от здания парламента слезоточивым газом.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!