test

Мнения

Сергей Смульский: Возвращение политорганов в армии как адекватный ответ на геополитические вызовы

Автор: Сергей СМУЛЬСКИЙ,
доктор политических наук, профессор, действительный член Академии военных наук, член Президиума Общероссийской организации "Офицеры России", декан факультета национальной безопасности РАНХиГС в 2000 – 2016 гг.
19 октября 2018, 15:53
19 октября 2018, 15:53 — Общественная служба новостей — ОСН

Не так давно в Министерстве обороны было создано Главное военно-политическое управление. В связи с этим событием, в средствах массовой информации развернулась вполне ожидаемая дискуссия по вопросам о том, чем это управление будет заниматься, является ли это возрождением упразднённых ранее политорганов и существует ли сегодня необходимость в проведении в Вооружённых Силах военно-политической работы.

По существу отмеченных и многих других вопросов уже были опубликованы мнения различных экспертов, представителей государственной власти, общественных организаций. В рамках данного разговора представляется необходимым поделиться некоторыми соображениями по поводу создания Главного военно-политического управления Министерства обороны Российской Федерации, а также о некоторых особенностях военно-политической подготовки, как одного из важных направлений деятельности созданного управления.

Необходимость создания Главного военно-политического управления Министерства обороны Российской Федерации

Создание Главного военно-политического управления представляется необходимым и своевременным. Это решение определено новыми внешними и внутренними условиями, в которых решаются задачи обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также изменением характера самих задач, которые призваны решать Вооруженные Силы нашего государства в новых условиях военно-политической обстановки в мире.

Прежнее содержание воспитания не охватывало всего объема необходимой работы с личным составом Вооружённых Сил. Особенно это стало заметным в части новых задач в области морально-психологической подготовки войск, и в связи с новыми возможностями современных информационно-психологических методов обеспечения действий войск. Содержание военно-политической работы не ограничивается лишь воспитанием личного состава и вообще работой только внутри Вооружённых Сил. Существенную часть такой работы будет составлять взаимодействие с органами государственной власти, с другими силовыми ведомствами, с различными общественными организациями военно-патриотической и правозащитной направленности.

Можно было, наверное, не меняя название соответствующего органа, дополнить содержание его деятельности. Однако, как представляется, каждое содержание должно быть выражено своей формой. Терминологическое несоответствие в теории всегда порождает неопределённости и «смысловые пустоты» на практике. Для Вооружённых Сил такую ситуацию вряд ли можно посчитать приемлемой.

Особенности военно-политической работы в современных условиях

Все особенности военно-политической работы в Вооружённых Силах определяются внутренними и внешними условиями, в которых такая работа осуществляется.

Если говорить об основных внешних условиях, то нужно отметить, что решение задачи организации и проведения военно-политической работы в Вооружённых осуществляется нашей страной в непростое время, когда происходит глобальное переструктурирование всей системы международных отношений в контексте новых геополитических реалий. Иными словами, происходит перераспределение сфер влияния различных государств в глобальном мире. Эти процессы формируют в системе международных отношений множественные «конфликтные узлы»,  в которых сталкиваются интересы различных государств. Возрастает вероятность возникновения и быстрого роста интенсивности множества военных конфликтов в различных регионах мира. В условиях глобального мира Вооружённые Силы должны обеспечивать не только безопасность территории и населения государства, но и защищенность наших национальных интересов в борьбе с международным терроризмом.

К числу новых внешних условий, определяющих содержание военно-политической работы, также необходимо отнести новые возможности экономических и информационно-психологических методов и средств негативного воздействия на сознание людей, которые сегодня активно используются всеми внешними «игроками» на международной арене.

Внутренние условия, которые во многом будут определять содержание военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации, в широком их понимании, связаны с процессом развития институтов гражданского общества в нашей стране и повышением их роли в формировании общественного сознания. Важным условием, активно влияющим на развитие общества и государства, обеспечение единства армии и общества представляется уровень гражданского самосознания, опирающегося на национальные интересы, патриотические ценности, осознание высокой ответственности граждан за безопасное будущее своей страны.

Все эти и другие возникающие внешние и внутренние условия и особенности нашей современной жизни влияют на содержание и формы организации военно-политической работы в Вооружённых силах. Они требуют создания гибкого и адаптивного механизма такой работы, способного адекватно реагировать на постоянно ускоряющуюся динамику нашей жизни.

Базовая предметная основа военно-политической подготовки в Вооружённых Силах Российской Федерации

Важным направлением деятельности Главного военно-политического управления, судя по имеющейся информации, будет военно-политическая подготовка всех категорий военнослужащих и гражданского персонала Вооружённых Сил.

Вооружённые Силы – это особый политический инструмент государства. В различные периоды жизни государства они обеспечивает не только его защиту  от внешней агрессии (в относительно мирный период), но и саму возможность существования (в условиях, когда государство подвергается военной агрессии). Люди, которые служат в Вооружённых Силах, должны это обстоятельство очень хорошо понимать. Путём достижения такого понимания является систематическое и последовательное разъяснение военнослужащим и гражданскому персоналу Вооруженных Сил смысла и содержания военной политики Российской Федерации. Данная работа будет составлять основное содержание военно-политической подготовки всех категорий военнослужащих и гражданского персонала Вооружённых Сил.

В средствах массовой информации встречаются комментарии по поводу того, что «опять вернут политзанятия в армии». Здесь нужно понимать, что занятия, как таковые, никуда не пропадали. Они являются лишь одной из форм подготовки. Главное, в военно-политической подготовке определяется содержанием всех форм её осуществления.

Базовым содержательным основанием военно-политической подготовки становится военная политика государства. Военная политика определяется как деятельность государства по организации и осуществлению обороны и обеспечению безопасности Российской Федерации, а также интересов её союзников (см.: Военная доктрина Российской Федерации). Военная политика государства представляет собой часть единой государственной политики и направлена на обеспечение своими средствами прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, увеличение численности населения страны, повышение уровня жизни граждан, создание комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека (см. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»).

Министерство обороны, основываясь на опыте применения контингентов Вооружённых Сил России для решения задач обеспечения национальной безопасности, совершенно правильно определило необходимость введения качественно особенного вида подготовки военнослужащих и гражданского персонала, ориентированного на знание содержания военной политики нашей страны, понимание наших национальных интересов и стратегических приоритетов деятельности государства направленных на их защиту.

Важной содержательной составляющей военно-политической подготовки в современных условиях призвано стать формирование у военнослужащих и гражданского персонала Вооружённых сил высоких гражданских качеств, основывающихся на патриотических ценностях, понимания личной ответственности за выполнение поставленных перед ними задач, морально-психологической стойкости в условиях нарастания интенсивности использования информационно-психологических методов и технологий негативного воздействия на сознание людей.

Нельзя не отметить ещё одно важное направление военно-политической подготовки в Вооруженных Силах. Это работа, направленная на укрепление воинской дисциплины и правопорядка как среди военнослужащих всех категорий, так и среди гражданского персонала Вооружённых Сил.

Представляется важным также отметить то, что военно-политическая подготовка должна представлять собой гибкую и хорошо адаптирующуюся к изменениям обстановки (меняющиеся задачи, различный характер деятельности военнослужащих и гражданского персонала, различные по уровню образованию категории обучаемых, новые образовательные технологии и т.д.) систему обучения. Вполне понятно, что для успешной организации и проведения такой подготовки личного состава потребуются высокопрофессиональные кадры, обладающие глубокими знаниями предмета, обширной эрудицией, развитыми навыками педагогической работы, являющиеся для всех образцом выполнения своих обязанностей, способных в любой ситуации своим примером повести за собой подчинённых.

В этой связи, как представляется, весьма непростой будет оставаться проблема подготовки новых профессиональных кадров для организации о осуществления военно-политической работы в Вооружённых Силах.

Резюмируя, следует подчеркнуть, что с учётом перечисленных выше факторов создание Главного военно-политического управления в структуре Министерства обороны Российской Федерации – это адекватный и своевременный ответ на те вызовы, прежде всего, геополитические, которые стоят сейчас перед Россией.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!