test

Общество

В Союзе потребителей назвали продуктовые рынки главным источником просрочки в РФ

15 февраля 2024, 15:36
Фото: Pixabay / Pexels
15 февраля 2024, 15:36 — Общественная служба новостей — ОСН

Главный источник просроченных продуктов в массовой продаже в РФ – это продуктовые рынки, на которые товары попадают после их отправки на утилизацию. В торговых сетях же «просрочка» если и встречается, то в результате ошибок персонала, который вовремя не убрал продукт с истекшим сроком годности с полок. Об этом Общественной службе новостей рассказал председатель Союза потребителей РФ Петр Шелищ.

Ранее стало известно, что депутаты Госдумы подготовили пакет законопроектов, направленных на создание более комфортных условий для фудшеринга – бесплатной раздачи продуктов с истекающим сроком годности населению. Одной из предлагаемых норм стало введение штрафа до 300 тысяч рублей за раздачу просроченных продуктов благотворительными фондами и организациями. Пакет документов также подразумевает отмену НДС на передачу товаров с истекающим сроком годности на благотворительность.

«После истечения срока годности товарами нельзя ни торговать, ни безвозмездно их передавать».

blockquote

Как отмечает Шелищ, сегодня торговым сетям и производителям, на складах которых товары могут храниться вплоть до превращения в «просрочку», гораздо дешевле отправить продукты с истекающим сроком годности на утилизацию, чем передать их на фудшеринг. Отмена НДС на безвозмездную передачу таких товаров позволит им вовремя и без лишних трат отдавать их благотворительным организациям, указал он.

«Эти продукты могли бы быть своевременно, до истечения срока годности, употреблены людьми, у которых не хватает средств на удовлетворение своих потребностей, — говорит эксперт. — И понятно, что обязательно должно быть какое-то наказание за несоблюдение запретов, потому что после истечения срока годности товарами нельзя ни торговать, ни безвозмездно их передавать».

При этом деятельность благотворительных организаций нужно будет контролировать, чтобы передаваемые им товары не попадали в руки третьих лиц, которые перепродают просроченные товары под видом свежих, указал Шелищ. Так, говорит он, сегодня главным источником просроченных товаров в массовой продаже являются продуктовые рынки, на которых некоторые продавцы могут переклеивать этикетки и исправлять маркировку. О том, как продукты попадают в руки неблагочестивых торговцев, эксперт говорит:

«Это заставляет подозревать, что именно на стадии [утилизации] в массовой продаже появляется просрочка».

blockquote

«С нашей точки зрения, [в процессе утилизации просроченных продуктов] все очень непрозрачно, потому что по договорам, продукты с истёкшим сроком годности передаются некоторым компаниям, которые уполномочены их утилизировать. Но мне в былые годы не удавалось найти какие-то понятные подтверждения, что кто-то отслеживает дальнейшую судьбу этих продуктов. Тот факт, что на рынках товары продаются по дешёвке, и сама цена указывает на то, что продавец получил этот продукт существенно дешевле того, что он должен стоить – все это заставляет подозревать, что именно на стадии [утилизации] в массовой продаже появляется просрочка».

Что касается торговых сетей, то для них торговля просроченными продуктами «совершенно не типична и неактуальна», и намеренно в них этим никто не занимается, указал Шелищ. При этом он отметил, что иногда покупатели все же могут столкнуться с «просрочкой» на полках сетевых магазинов, однако это скорее результат недоработки персонала, либо нехватки рабочих рук – сотрудники могут не успеть своевременно снять просроченный товар с продажи.

«То, что сейчас делается для блокировки просроченных продуктов на кассе через включение срока годности в состав информации о товаре, которая присутствует в цифровой марке, должно пресечь такие ошибки. Но это именно ошибки», — подчеркнул эксперт.

Ранее в разговоре с ОСН глава Союза потребителей РФ Петр Шелищ рассказал, какой будет реклама будущего.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!