test

Эксклюзив

Психолог Усанова рассказала, как убедить подростка бросить курить вейп

15 января 2024, 18:30
Фото: freepik.com
15 января 2024, 18:30 — Общественная служба новостей — ОСН

Сегодня в российских школах практически на регулярной основе педагоги ловят учеников в классах и туалетах за курением электронных сигарет. Чаще всего такие случаи заканчиваются воспитательными беседами, однако иногда дело доходит и до скандалов. Так или иначе, высокая популярность электронных испарителей среди подростков уже давно является поводом для беспокойства как школ и родителей, так и государства. Еще летом 2023 года в России была запрещена продажа вейпов несовершеннолетним, а с 1 марта 2024 в стране также начнет действовать запрет на продажу испарителей с ароматизаторами.

Как считает доктор психологических наук, профессор Московского института психоанализа Ольга Усанова, распространенность электронных сигарет среди школьников связана с подростковым желанием выделяться среди остальных и быть взрослым, а также с трендом на обсуждение человеческих прав при игнорировании темы обязанностей. При этом, убеждена специалист, попытка запретить подросткам курить «электронки» ни к чему хорошему не приведет. Подробнее о том, как уберечь школьников от вейпов, она рассказала Общественной службе новостей.

«Мотивация состоит в том, что человек хочет выделить себя как отдельную личность, отличающуюся чем-то от других».

blockquote

«Официально наша российская психология – и зарубежная во многом тоже – придерживается единой точки зрения о том, что человек воспроизводит то, что он видит в социуме. Собственно говоря, социум является регулятором поведения от рождения ребёнка и до конца человеческой жизни. То есть мы можем говорить, что подростки делают то, что они наблюдают вокруг себя. Но вокруг происходит многое – почему они выбрали именно это? Почему происходит выбор вот этой электронной сигареты? — вопрошает эксперт. — Во-первых, мотивация состоит в том, что человек хочет выделить себя как отдельную личность, отличающуюся чем-то от других. И этим [отличием] становится электронная сигарета».

ads_code

Усанова заметила, что школьник, беря в руки «электронку», может подражать героям кино и сериалов или любимым блогерам, таким образом – через внешние атрибуты – отождествляя себя с образом на экране. Кроме того, курящий вейп подросток может воспроизводить то, что он видит в семье или в компании друзей.

ads_code

«Их поведение сейчас – это, в том числе, некоторый протест против взрослых людей».

blockquote

«Почему сейчас это достаточно массовое явление. Потому что была большая компания в стране – Национальный проект «Здоровье» – где много говорилось о вреде курения. И я так представляю, что их поведение сейчас – это, в том числе, некоторый протест против взрослых людей. Они себя хотят поставить в общий ряд со взрослыми, но вместе с тем они хотят выделить себя каким-то образом, и берутся за эти электронные сигареты», — говорит собеседница издания.

Кроме того Усанова обратила внимание на рост популярности темы прав ребенка и прав человека вообще, который происходит при игнорировании темы обязанностей, о которых сегодня «не вспоминают». К этому прибавляется «низкая культура поведения в коллективе», в том числе школьном, из-за чего многие социальные правила и условности, направленные на сосуществование людей, подчас игнорируются.

«Очень много дозволено, и мало запретов на какие-то формы жизни в коллективе», — считает психолог.

blockquote

Усанова подчеркнула – для того, чтобы уберечь подростков от электронного курения, родители и школы должны проводить воспитательную работу, направленную, однако, не на запреты и рассказы о вреде курения, а на разъяснение вопросов об идентичности подростков, их потребности выделяться среди сверстников и способов, с помощью которых они могут это делать.

«Спросить [подростка]: как ты думаешь, что о тебе думают люди, когда ты это делаешь».

blockquote

«Речь о человеческих ценностях, о том, что ценности нужно демонстрировать. Можно спросить: почему ты демонстрируешь [курение], а, например, не успехи в спорте, не какие-то твои творческие достижения или успехи в учёбе, или твою волонтёрскую деятельность?, — говорит психолог. — Нужно обсуждать, что нужно демонстрировать, чем можно выделиться. Мне кажется, именно так надо поступать, когда с подростками работаешь. Запрет ничего хорошего не приносит. Он только стимулирует то же самое действие. Рассказывать о том, что это плохо и вредно – много раз это говорили. А если спросить [подростка]: как ты думаешь, что о тебе думают люди, когда ты это делаешь, как они тебя воспринимают – он, может быть, задумается. Сказать: а если ты продемонстрируешь что-то другое, вместо курения, какие-то свои достижения – что тогда? А у тебя они есть? Тогда он задумается, что, может быть, достижений-то никаких и нет».

Ранее в разговоре с ОСН психолог Ольга Усанова раскрыла способ предотвратить подростковую жестокость.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!