test

Эксклюзив

В Топливном союзе заявили о падении цен на бензин и дизель к ноябрю

20 сентября 2023, 18:40
Фото: Freepik / prostooleh
20 сентября 2023, 18:40 — Общественная служба новостей — ОСН

Жители ряда регионов России столкнулись с дефицитом бензина и дизельного топлива на местных АЗС, а также с ростом цен на имеющийся продукт. Так, в ЯНАО жители готовы объявлять заправкам бойкот – отказаться от машин и не покупать бензин в отместку за высокие цены. Об этом они гневно пишут в соцсетях. А в Тульской области граждане жалуются на нехватку топлива и обсуждают, на какую заправку отправиться за «95-ым» и «100-ым».

На фоне этой ситуации в Минэнерго обсуждают вопрос о возможности введения пошлин на «серый» экспорт нефтепродуктов из страны в размере 250 долларов. В ответ на это глава «Газпром Нефти» заявил, что такие меры приведут к еще большему дефициту.

Почему в регионах РФ сложилась неприятная ситуация с дефицитом и ценами на топливо, а также, когда ожидать нормализации потребительского рынка бензина и дизеля, в беседе с Общественной службой новостей рассказал руководитель аналитического отдела Независимого топливного союза Григорий Баженов. По его словам, уже к концу октября топливный рынок в стране придет в норму.

Почему в стране возник дефицит топлива

«У нас по производству профицит».

blockquote

«Проблема заключается сугубо в том, что у нас есть определенный дисбаланс в отношении схемы распределения нефтепродуктов. В целом у нас по производству профицит. Если говорить как раз-таки о бензине и дизеле, то мы производим их больше, чем нам самим нужно. Но есть проблема – как именно распределяется этот продукт», — указал эксперт.

Дело в том, что в основе топливного ценообразования находится биржа, однако через нее распределяют лишь часть продукта. Собственно, на бирже сложился конкурентный спрос на свободные объемы нефтепродуктов, однако предложение со стороны крупных компаний недостаточно для удовлетворения этого спроса.

Еще одной причиной возникновения дефицита топлива и его подорожания является сезонный фактор, который выражается в повышенном количестве грузоперевозок, туристических поездок, «дачных историй», уборочных работ и прочих топливо-затратных процессов в теплое время года с марта по октябрь. Этот сезонный фактор возникает каждый год, отметил Баженов.

Новые факторы подорожания

В текущем же году о себе дали знать еще несколько факторов беспокойства на топливном рынке.

«Требуется больше топлива, чем обычно».

blockquote

«Первый фактор заключается в том, что, в силу санкционного давления на российскую экономику, у нас нет теперь возможности активно ездить в другие страны. И, соответственно, интенсифицировался внутренний туризм. Ряд направлений, в том числе и дефицитные регионы, преимущественно находящиеся в Уральском федеральном округе, испытывают на себе это давление. Потому что требуется больше топлива, чем обычно. И просто-напросто есть определенные логистические ограничения по мощностям, которые не дают возможности быстро все это дело снабдить», — рассказал собеседник издания.

Кроме того, дополнительный спрос возникает в регионах Южного федерального округа, граничащих с зоной боевых действий, продолжение которых также требует больших затрат по бензину и дизелю.

«Это тоже усугубляет ситуацию» – отметил Баженов.

Помимо прочего, попытка исправить дефицит в одном регионе путем перераспределения часто приводит к возникновению дефицита в другом субъекте федерации.

Еще один момент – «серый» экспорт демпфированного топлива, о котором говорит Минэнерго. Участники биржи закупают топливо для поставки на внутренний рынок, а затем направляют его на экспорт. Однако в текущих обстоятельствах для России, теневой рынок – это единственный способ экспортировать нефтепродукты и нефть.

«В итоге у нас по всем видам топлива на сегодняшний день наблюдается отрицательная маржинальность».

blockquote

«Совокупность этих факторов приводит к тому, что у нас увеличиваются оптовые цены, а они выросли очень значительно. Соответственно, мы можем говорить о том, что у нас в конечном итоге оптовые цены становятся выше розничных. Розница пытается отыграть этот рост, но он настолько стремительный, что его даже отыграть не получается, и в итоге у нас по всем видам топлива на сегодняшний день наблюдается отрицательная маржинальность, но при этом цены все равно высокие».

Когда нормализуется рынок

Ситуация с дефицитом и высокими ценами на бензин и дизель в России успокоится к концу октября, когда пройдет сезонный фактор, указал Баженов. Впрочем, это может случиться и раньше в случае, если правительство все-таки введет пошлину на экспорт нефтепродуктов.

Касаемо заявления главы «Газпром Нефти» о том, что пошлины приведут к еще большему дефициту, эксперт говорит:

«Если эту пошлину введут до конца года, никакого дефицита не будет».

blockquote

«Вопрос заключается в том, на сколько эту пошлину введут. Если эту пошлину введут до конца года, никакого дефицита не будет. Если эта пошлина станет некой перманентной мерой, тогда, конечно, это будет сильно бить по нефтепереработке, по ее рентабельности. Естественно, это может привести к тому, что ряд нефтеперерабатывающих заводов будет выпускать меньший объем продукции, — заметил эксперт. — Я думаю, что в принципе это рассматривается скорее как стоп-кран, как некогда это имело место в отношении акцизов в 2018 году, когда снизили и по бензинам, и по дизелю, и тоже вводили определенную пошлину, пытались разработать некоторое системное решение для того, чтобы в целом все стороны рынка удовлетворить».

Ранее в разговоре с ОСН руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов назвал способ побороть дефицит бензина в России.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!