test

Популярное

Подорожает ли чай и кофе: Глава «Росчайкофе» раскрыл особенности формирования розничных цен

9 августа 2023, 16:15
Фото: freepik.com / azerbaijan_stockers
9 августа 2023, 16:15 — Общественная служба новостей — ОСН

С 1 сентября крупные производители чая и кофе повысят отпускные цены на свою продукцию для ритейлеров. Отмечается, что подорожание составит 6-9%. Это связано с падением курса рубля и подорожанием импортного сырья и компонентов, необходимых для производства товаров. Кроме того, в странах-импортерах произошло падение урожайности чая и какао-бобов.

О том, почему повышение отпускных цен на кофе и чай может не затронуть простых покупателей, Общественной службе новостей рассказал гендиректор ассоциации «Росчайкофе» Рамаз Чантурия.

Почему дорожают чай и кофе

Чантурия сообщил, что в повышении себестоимости и, как следствие, отпускных цен на кофейную и чайную продукцию нет ничего удивительного. Дело в том, что в России ни чай, ни кофе не выращивают – сырье приходится завозить из других стран и котируется оно в долларах. Поэтому этот сегмент рынка особенно чувствительно относится к колебаниям курса.

«Где-то повысят отпускные цены, где-то скорректируют скидочную политику для оптовиков».

blockquote

«Что сейчас пытаются сделать производители? Пытаются изменить условия отгрузки товаров. Где-то повысят отпускные цены, где-то скорректируют скидочную политику для оптовиков для того, чтобы компенсировать изменение себестоимости», — отметил он.

При этом колебания курса национальной валюты по-разному сказывается на разных видах продукции. Например, в листовом чае доля сырья занимает большее место, а в пакетированном же помимо сырья, еще есть и другие импортные компоненты — фильтровальная бумага, нитка, скрепка.

В любом случае благодаря тому, что подавляющая часть чайной и кофейной продукции делается на территории России, продукция имеет определенную рублевую часть себестоимости (упаковка, энергозатраты, зарплаты и т.п.) и, таким образом, не в полной мере зависит от курсового фактора, указал эксперт.

«Сейчас компании вынуждены пересматривать, с одной стороны, отпускные цены, либо комбинировать пересмотр отпускной цены и снижение скидок, чтобы учесть и компенсировать вот эти изменения курса для того, чтобы осуществлять стабильную работу в будущем периоде, — пояснил он. — Это естественная ситуация, ничего необычного в этом нет. Если какая-то часть в закупочной цене растет – вы не можете это не учесть в отпускной цене».

Как изменятся розничные цены 

Чантурия подчеркнул – спрогнозировать рост цен (или его отсутствие) на чай и кофе на полках магазинов невозможно, поскольку их определяют сами розничные сети.

Он объяснил, что изменения себестоимости товаров и их отпускной цены, вызванные повышением цен со стороны импортеров или колебанием курса, не всегда напрямую отражается в розничных ценах. Произойдет это или нет – зависит от магазинов.

«Будут ли они как-то компенсировать этими наценками повышение затрат на продукцию, которое у них есть – это вопрос к розничным магазинам».

blockquote

«Розничные сети являются звеном, которое осуществляет распределение этой продукции, то есть оптовым каналом. Они имеют свои логистические и затраты, и прибыль. И самое важное, что у них есть – это торговые наценки. На которых они, собственно говоря, и зарабатывают. Будут ли они как-то компенсировать этими наценками повышение затрат на продукцию, которое у них есть – это вопрос к розничным магазинам, не к поставщикам» — заявил собеседник издания.

Ритейлеры покупают товары у производителей и продают их с определенной наценкой. При этом магазины торгуют тысячами наименований товаров во всех категориях – и у каждого товара есть своя наценка. Именно с помощью манипулирования наценками и может произойти компенсация повышенной розничной цены.

О возможном повышении розничных цен на чай и кофе на фоне повышения их отпускных цен можно только гадать, считает Чантурия.

Что будет с кофе и чаем в России

Как указал эксперт, если тенденция падения рубля продолжится, то себестоимость и отпускные цены на товары в стране будут и дальше расти. Это во многом связано с тем, что производители каждую неделю конвертируют рублевую выручку в доллары для закупки импортного сырья. Соответственно, повышение курса доллара к рублю приведет к еще большим расходам производителей, которые они будут вынуждены транслировать на отпускную цену.

«Проблема не столько в курсе доллара к рублю, сколько в том, что мы не понимаем, как он может измениться».

blockquote

«Здесь есть еще один фактор, о котором, как правило, забывают или предпочитают не упоминать. Проблема не столько в курсе доллара к рублю, сколько в том, что мы не понимаем, как он может измениться. И предприятия во многом стараются закладывать риски колебаний курса в своей работе», — отметил собеседник издания.

По его словам, с момента отгрузки продукции в магазины до получения прибыли проходит около двух месяцев. А если учесть время на доставку сырья из-за границы, то эти сроки значительно увеличиваются. Например, цикл производства чая и кофе до получения выручки длится от четырех до шести месяцев.

Каким будет курс рубля через несколько месяцев и хватит ли выручки на закупку сырья и оборудования – «вопрос открытый».

«Повышение цен не в интересах производителей».

blockquote

«Еще один момент, который я бы отметил – повышение цен не в интересах производителей. Потому что повышение цен, как правило, приводит к снижению потребления. Надо четко понимать, что повышение цен – вынужденная мера. Она не приносит никому из производителей какого-то удовольствия и большого заработка. Любое повышение неминуемо скажется на потреблении, которые мы видели, например, в прошлом году. По итогам прошлого года у нас потребление и чая, и кофе снизилось относительно предыдущего года», — поделился эксперт.

При этом розничные сети, не желая повышать цены, могут сдерживать производителей и не принимать их повышенные отпускные цены. В результате это может привести к сокращению производства и дефициту.

Поэтому, сказал Чантурия, в текущей ситуация главное, чтобы розничные сети проявили адекватность и не допустили дестабилизации рынка.

«Не допустить дефицита в будущем».

blockquote

«Они должны соразмерно изменившейся ситуации принимать новые цены, чтобы не допустить дефицита в будущем, и должны гибче работать со своей наценочной политикой в отношении товаров с высокой валютной составляющей, чтобы компенсировать хоть как-то возможный рост розничных цен», — резюмировал он.

Ранее ОСН сообщала, что глава «Росчайкофе» Рамаз Чантурия объяснил, как в России заменят уходящие бренды кофе.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!