test

Общество

Пилот Герасимов озвучил последствия столкновения самолета с птицей

13 июня 2023, 18:55
Фото: freepik.com/author/wirestock
13 июня 2023, 18:55 — Общественная служба новостей — ОСН

Количество столкновений самолетов с птицами, приведших к повреждению российских судов, выросло на 82%. В связи с чем пилотам рекомендовано быть внимательнее из-за сложной орнитологической обстановки. Что стоит за цифрами и данными, а также какие птицы наиболее опасны, в эфире Общественной службы новостей рассказал доктор юридических наук, пилот, эксперт Международной организации гражданской авиации (ИКАО) Дмитрий Герасимов.

Как отмечает РБК со ссылкой на главу Росавиации Александра Нерадько, за февраль-май 2023 года от столкновения с птицами пострадал 31 самолет. В то время как за аналогичный период 2022 года было 17 аналогичных случаев. При этом самих случаев или угроз столкновений гораздо больше. За истекшие 4 месяца насчитали 224 инцидента. В связи с чем  авиакомпаниям рекомендуется инструктировать пилотов, как им себя вести в «сложной орнитологической ситуации».

«Если посмотреть географию таких происшествий — это, прежде всего, региональные аэропорты. За прошлый год благодаря субсидированию они стали эксплуатироваться активнее. Но они не в состоянии содержать орнитологическую службу – то есть соколов и ястребов, которые отгоняют птиц. Используются исключительно технические средства (радиоизлучатели и ловушки), но они работают не так эффективно, как соколиная служба крупного аэропорта.

Изменение географии привело к изменениям статистики. Но серьезных повреждений, за исключением неисправности двигателей и повреждения носовых обтекателей, принципиально не возникало», — объяснил специалист.

Отказ одного двигателя не является критическим отказом, но может стимулировать каскадный отказ всех систем и агрегатов. Но воздушные суда могут даже взлетать на одном двигателе и совершать безопасный полет, отметил Дмитрий Герасимов.

Он добавил, что соколиная служба — дорогое удовольствие. Одна натренированная птица может стоить около 200-300 тыс долларов. И позволить себе такие службы могут около пяти аэропортов.

«Таких птиц должно быть несколько и за ними нужен уход специально обученных специалистов. Содержание орнитологической службы из 10 птиц для крупного аэропорта обходится в 20-30 млн долларов в год. И для региональных аэропортов это неподъемная сумма. А если аэропорт был сертифицирован и электронные средства борьбы с птицами работали исправно, то он не несет ответственности в случае такого происшествия», — оценил положение дел эксперт ИКАО.

В такой ситуации многое зависит от профессионализма пилотов. Опытные специалисты могут увернуться от столкновения с птицами и сохранить основные агрегаты самолета.

«Если двигатель расположен в хвостовой части, пилот путем перевода ручки на себя и перевода в кабрирование воздушного судна ( угловое положение самолета относительно горизонта) разбивает птицу о плоскость крыла и спасает двигатель. Если двигатель находится на крыльях, то используется метод «скольжение на крыло», и таким образом удается спасти двигатель от удара. Такие действия экипажа отрабатываются и это очень важно, поскольку это может сохранить самую дорогую часть самолета — двигатель», — рассказал Дмитрий Герасимов.

Специалист также перечислил наиболее опасных птиц при столкновении. Это, прежде всего, канадские гуси, которые весят более 15 кг. Такая птица способна пробить фюзеляж судна. Но основные проблемы создают вороны и чайки.

Ранее пилот Смирнов назвал особенности второго воздушного коридора на юг России и оценил его безопасность. Также сообщалось, что Минтранс в скором времени разрешит пассажирам провозить в самолетах литровые бутылки с жидкостью.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!