test

Общество

Россия подсела на мефедрон — нарколог Исаев

6 февраля 2023, 14:13
6 февраля 2023, 14:13 — Общественная служба новостей — ОСН

Во многих передовых странах мира в наркологии широко практикуется так называемая заместительная терапия. Она заключается в том, что зависимому человеку вместо кустарного наркотика дают другой наркотический препарат, который снимает абстинентный синдром, а простыми словами — «ломку», но не доставляет удовольствия.

В России этот метод лечения никогда не применялся. Почему в нашей стране к нему не прибегают и есть ли у него перспективы, Общественной службе новостей рассказал Президент Независимой Наркологической Гильдии, эксперт общественной палаты, врач-нарколог Руслан Исаев.

«…такой подход в России на данный момент, мягко говоря, абсолютно нецелесообразен».

blockquote

«В Независимой Наркологической Гильдии собирали много данных и информации по этому вопросу, и у нас есть четко обоснованная позиция. Мы как профессиональное сообщество частных центров считаем, что такой подход в России на данный момент, мягко говоря, абсолютно нецелесообразен», — заявил врач.

Исаев напомнил, что с 2016 по 2019 год Страсбургским Судом по правам человека рассматривался иск граждан Российской Федерации против государства по вопросу применения заместительной терапии. Независимая Наркологическая Гильдия официально участвовала в процессе в качестве экспертов на стороне России. Иск был в полной мере отклонен, и это связано с двумя причинами.

«Потребителей опиатов в России с каждым годом все меньше и меньше».

«Первая причина в том, что данный подход уместен только при наркомании, связанной с опиатами, например, героином. Потребителей опиатов в России с каждым годом все меньше и меньше. У нас с западными странами разная структура потребления наркотиков: в Европе опиатная зависимость остается примерно на одном уровне, а где-то даже увеличивается за счет аптечной наркомании. У нас такое невозможно, ведь все эти препараты абсолютно запрещены для продажи», — объясняет нарколог.

Собеседник ОСН подчеркивает, что в России «потребитель» уже давно перешел на более дешевые наркотики — в основном, различные синтетические психостимуляторы, обозначающиеся общим словом «соли». Кроме того очень широкую распространенность получил мефедрон. При данном виде наркомании заместительная терапия бессильна.

«Вторая причина заключается в том, что в странах, где применяется заместительная терапия, в частности, метадоновая программа, часть лекарственных препаратов, которые по сути дела тоже являются наркотиками, но при этом и замещающим агентом, идет на черный рынок. Причем это происходит даже в очень низкокоррумпированных, законопослушных странах», — развел руками Исаев.

Нарколог вспоминает рабочий визит в шведский Гётеборг, в ходе которого российские наркологи разговаривали со специалистами муниципалитета, отвечающими за всю помощь на западной Швеции, в том числе за метадоновые программы. По их оценкам, на тот момент 50 % этого вещества шло на черный рынок, то есть, программа, призванная бороться с нелегальной торговлей наркотиками, наоборот, провоцировала этот преступный оборот.

«Я не буду сравнивать уровень бытовой коррупции в России и Швеции, но в решении Европейского суда по правам человека данный факт присутствует: в его вердикте сказано, что значительный уровень коррупции в Российской Федерации при реализации такой сложной программы может принести гораздо больше негативных последствий, нежели пользы», — заключил Исаев.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!