Дорога жизни в условиях блокады Ленинграда - Проект «Россия. 1000 поводов для гордости»

социальный Проект

Дорога жизни

Дорога жизни — ярчайший символ стойкости советского народа в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Это была единственная транспортная нить, которая связывала блокадный Ленинград с внешним миром.

Находясь под обстрелами, конвои по Дороге жизни перевезли почти два с половиной миллиона тонн гуманитарной помощи. По льду Ладожского озера были эвакуированы более полутора миллионов человек. Общая протяженность дороги составляла 44 километра, 30 из которых проходили по льду. В отдельные периоды на Дороге жизни работало до четырех тысяч автомобилей.

Но маршрут Дороги жизни менялся много раз — только за первый месяц ее работы это случилось четырежды из-за риска разрушения льда. По этой же причине грузовики не разгонялись больше чем на 35 километров в час и следовали друг за другом на расстоянии 70 метров. Дорога жизни — это сложная система со своей инфраструктурой, которую обслуживали десятки тысяч специалистов. Дорога жизни — один из самых известных
гуманитарных путей военного времени в мировой истории.

Как создавалась Дорога жизни

Подвоз припасов
Подвоз припасов. Фото: Всеволод Тарасевич/ТАСС

Дорога жизни — единственный лучик надежды для ленинградцев во время блокады и единственный шанс на спасение. Над ее созданием начали работать еще в сентябре 1941 года, когда стало понятно, что немцы не просто окружили город, но и взяли в блокадное кольцо военных и жителей Ленинграда. Единственный свободный маршрут пролегал через Ладожское озеро. Суда еще могли доставлять гуманитарные грузы и боеприпасы, но лишь в периоды потепления. С наступлением холодов озеро покрывалось льдом, и необходимо было придумать способ сухопутного сообщения. При этом времени было мало, ведь каждая минута промедления могла стоить жизни ленинградца. Созданием проекта занялись специалисты Гидрологического института и автодорожники
Ленинградского фронта.

Длина Дороги жизни зимой составляла 44 километра, 30 из них — по льду. Первый утвержденный маршрут пролегал от мыса Осиновец до островов Зеленцы. При этом надо понимать, что из-за погодных условий, льда, который мог проломиться в любой момент, и атак немцев артиллерией и авиацией маршрут не мог быть постоянным. Дорога жизни постоянно менялась, и над этим работали тысячи людей разных специальностей:
водители, механики, погонщики, регулировщики, военные и ученые. Прокладывать и ремонтировать дорогу нужно было в постоянном режиме. На каждые 5 километров необходимо было оборудовать пункты обогрева. По пути строились базы, склады, мастерские, пункты питания для водителей. И в это время нужно было укреплять лед. Этим занимались водолазы, которые просто ныряли под ледяную твердь и устанавливали под ней опоры.

Грузовик на Дороге жизни
Грузовик на Дороге жизни

Первый конвой по ледяному озеру отправился 20 ноября 1941 года: 350 конных упряжек, которые были загружены мешками с мукой — всего более 60 тонн. Этот ценнейший на тот момент груз был благополучно доставлен уже на следующий день.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
В осенний и весенний периоды грузовики шли, что называется, налегке: их нагружали не более чем тремя мешками с продовольствием. Это было связано с тем, что лед был настолько тонким, что машина с минимальным перевесом могла его проломить. По этой же причине грузовикам было предписано ездить по Дороге жизни на медленной скорости не более 35 км/ч. Более того, расстояние между движущимися друг за другом грузовиками должно было составлять не менее 70 метров.

Также для увеличения темпов поставки грузов в 1942 году было решено начать строить железную дорогу, проходящую прямо через озеро. Строительные работы даже начались зимой. Но после того как в 1943 блокада была прорвана советскими войсками, возведение железной дороге по Ладоге потеряло смысл.

Как помогла Дорога жизни

В течение первой продолжительной блокадной зимы по Дороге жизни было доставлено более 360 тысяч тонн гуманитарной помощи, большая часть из которой состояла из продовольствия. Тогда же удалось эвакуировать из осажденной Северной столицы полмиллиона человек, в том числе раненых.

Ладожское озеро, по которому проходила Дорога жизни
Ладожское озеро, по которому проходила Дорога жизни. Фото: pixabay.com

Всего за время существования Дороги жизни в Ленинград было доставлено более полутора миллионов тонн гуманитарной помощи, а эвакуировать удалось более миллиона трехсот тысяч человек.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Несмотря на все меры предосторожности, побороть природу и противостоять немецким обстрелам водителям грузовиков было очень тяжело. Они ездили с открытыми дверьми, чтобы в случае возникновения трещин на льду успеть выпрыгнуть из машины. Но и эта мера не всех спасала. Каждый четвертый грузовик утонул на Дороге жизни. В один из ноябрьских дней под лед провалилось более 50 машин. Когда происходила эта трагедия, на место происшествия в ночное время выезжала специальная группа людей. Они с помощью веревок и тросов доставали затонувшие грузы со дна озера. Зачастую это были мешки с мукой. Затвердевшую часть муки ленинградцы тоже замешивали в хлеб, который получил впоследствии название «блокадный».

Благодаря этой помощи сотни тысяч ленинградцев не только смогли выжить, но и оказали неоценимую помощь фронту. В городе было налажено производство военной техники. В первые месяцы блокады в Ленинграде удалось построить почти тысячу танков и броневых машин. Под такое производство был заточен Кировский завод.

Популярные вопросы

Вопрос: Сколько грузовиков проехало по Дороге жизни?

Ответ: Около 4 тысяч.

Вопрос: Сколько дней просуществовала Дорога жизни?

Ответ: 250 дней.