Русское ювелирное искусство: история, техники, мастера

социальный Проект

Русское ювелирное искусство

Русское ювелирное искусство представляет собой уникальную систему работы с драгоценными металлами и камнями, имеющую древнюю традицию. Работы наших мастеров самобытны, многие из них хранятся в британском Букингемском дворце или музее изобразительных искусств в США. 

Русские творцы создавали украшения для правительниц Российской империи, а в свое время известный русский ювелирный дом «Болин и Ян» выполнил тиару для королевы Великобритании Елизаветы II. По всему миру известны уникальные пасхальные яйца, придуманные знаменитым Карлом Фаберже. Его работами восхищались Ротшильды и Нобели. Изделия наших мастеров выигрывали призы на международных выставках в Лондоне, Париже, Чикаго.

Сегодня русская ювелирная индустрия продолжает развиваться и удивлять весь мир. Россия увеличивает экспорт искусно сделанных украшений на Ближний Восток и в страны Азии. Инновационные работы русских ювелиров показывают на престижных салонах Gem Geneve и Hong Hong International Jewellery Show, где наши украшения находят отклик у зарубежной публики и восхищение мастеров со всего света.

Русское ювелирное искусство в древности

Императорская венчальная корона
Императорская венчальная корона. Фото: wikipedia.org-public_domain

Ювелирное искусство зародилось еще в Древней Руси, и за это время прошло долгий путь. В каждую эпоху наша традиция вбирала в себя черты времени. В XI веке начал зарождаться прообраз ювелирного дела — для этого периода была характерна штамповка изделий, а мастера владели литейной техникой и обучались приему тонкой скани и эмали. Большая часть украшений была выполнена из сплавов металла, а не из чистого золота. Некоторые исследователи отмечают влияние Византии на работу наших мастеров.

Что касается украшений из эмали, то для них было привычно наличие множества узоров. Чаще всего они были расписаны кринообразными цветами, оформленными в виде крестов, или более сложными природными композициями. Киевские мастера входили в обособленную группу ювелиров Древней Руси, работы которых особенно ценились в XI-XII веках. Они производили разнообразную продукцию. Делали головные, нагрудные и запястные украшения.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
В древности ювелирные изделия носили мифологический характер. Чаще всего их изготавливали как оберег, а на самом украшении рисовали защитный символ. Излюбленным изделием у девушек были височные кольца, которые вплетали в волосы или крепили к головной повязке. У мужчин особой популярностью пользовались кольца и перстни. 

Параллельно с киевской школой на Руси активно развивалось ювелирное дело во Владимирско-Суздальском княжестве. Начиная с XII века оно стало центром ремесленной жизни страны. Для местных мастеров было характерно использование самобытных приемов работы с украшениями. Заимствований из Византии практически не наблюдалось. Тогда же появилась насечка по золоту и новый прием декорирования. Ювелиры сочетали плоскости рисунка, который был выполнен в золотых и серебряных оттенках. Помимо золотых и серебряных украшений, встречались и образцы с перегородчатой эмалью. В качестве рисунков мастера использовали изображения папоротников, тройные лепестки и прочие растительные мотивы.

Серебряная табакерка работы Михаила Климшина
Серебряная табакерка работы Михаила Климшина. Фото: wikipedia.org-public_domain

Еще одним центром притяжения ювелирного искусства считается Новгород. Первая мастерская серебряного дела возникла там в середине XII века. Ее отличительной чертой был симбиоз мастеров различной специализации. Под одной крышей работали чеканщики, эмальеры, сканщики. Все это позволяло создавать не просто высококлассные изделия, но в своем роде уникальные и единственные экземпляры, другого такого в городе найти было нельзя, тем более за его пределами. В своих украшениях новгородские мастера часто использовали геометрические орнаменты, ромбовидные, треугольные рисунки. Местные ювелирные изделия были более-менее доступны, их могли купить не только княжеские особы, но и обычные зажиточные горожане.

Развитие русского ювелирного искусства

Начиная с XIV века, уже после периода татаро-монгольского ига, уникальные отечественные технологии стали возрождаться. Мастера активно использовали технику скани, но дошедших до наших времен памятников оказалось немного. По тому, что сохранилось, можно сказать, что в это время был популярен пышный и торжественно-нарядный стиль, восхваляющий русские образы и национальную гордость. Стиль достиг апогея в XVII веке, в знаменитой Оружейной палате создаются уникальные изделия, в дальнейшем признанные выдающимися памятниками русской культуры.

Для XVIII века было характерно разделение ювелирной школы на два направления: были мастера, которые создавали шикарные украшения только для первых лиц государства, а были те, кто считал, что ювелирное дело должно быть направлено в массы.

В это время появляются целые династии ювелирных мастеров, которые впоследствие прославятся на весь мир. К ним относится семья Оловяшниковых. Они начинали с изготовления церковной утвари и отлитием колоколов, а затем стали характерным примером «русского стиля» в ювелирном искусстве. Их работы мгновенно были известны за рубежом. Они привозили уникальные изделия на выставки в Европу и США, где получали восторженные отзывы специалистов.

Русское ювелирное искусство за рубежом

Коронационное яйцо Карла Фаберже
Коронационное яйцо Карла Фаберже. Фото: wikipedia.org-Miguel-Hermoso-Cuesta,-CC-BY-SA-3.0

Наиболее успешным в русском ювелирном искусстве считается XIX век. Это было время ошеломительного триумфа и всемирной славы наших мастеров. Их работы были желанны во всех странах Европы, в Америке. Они выигрывали призы на международных выставках. Тогда же стали формироваться и известные ювелирные дома.

Одной из самых востребованных была фирма «Болин и Я», которая занималась изготовлением украшений для Императорского двора. Рукам мастеров дома принадлежат диадема для супруги Николая I императрицы Александры Федоровны, Императорская венчальная корона образца 1884 года, тиара для королевы Великобритании Елизаветы II, созданная в XX веке.

Другой известный ювелирный дом, который был создан Павлом Овчинниковым, кардинально отличался от «Болина». Украшения бывшего крепостного крестьянина имели характерные русские черты и природные мотивы. При этом мастер использовал различные техники: от чеканки до старинной методики перегородчатой эмали. Овчинников со своей командой создавали Евангелие для храма Христа Спасителя.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Помимо дорогих золотых украшений и обращения к древнерусскому искусству, XIX век подарил нам исключительные ювелирные работы из серебра. Наиболее известным в этой технике стал Иван Хлебников, который вдохнул в русское ювелирное искусство модерновую составляющую. 

Одним из самых известных русских ювелиров был, конечно, Карл Фаберже. Его ювелирный дом и по сей день имеет огромную популярность во всем мире, а бренд, который удалось создать российскому мастеру, является одним из самых узнаваемых на планете. За годы работы фирме Фаберже удалось выпустить коллекцию удивительных изделий, включая знаменитые пасхальные яйца, которые сегодня хранятся в ведущих мировых музеях и частных коллекциях. Работами Фаберже восхищались Ротшильды и Нобели. Сегодня ими и другими ювелирными домами восхищаются специалисты по всему свету.

Русское ювелирное искусство зарекомендовало себя, как уникальное искусство, которое востребовано и желанно во всем мире.

Популярные вопросы

Вопрос: Кто является самым известным представителем русского ювелирного искусства?

Ответ: Карл Фаберже.

Вопрос: Когда появилось русское ювелирное искусство?

Ответ: Оно берет истоки в Древней Руси. Согласно раскопках археологов, первые ювелирные изделия нашли даже раньше, чем образовалось наше государство. Они датируются VIII веком.