Каскадеры в России: история и развитие школы 

социальный Проект

Российские каскадеры

Каскадерская школа России имеет фундаментальное значение для развития этого сложнейшего искусства по всему свету. Профессия исполнителей опасных сцен в кинематографе у нас в стране зародилась в 50-е годы прошлого века и с этих пор наши мастера стали одними из ведущих в мире. 

Опыт российской школы постановки трюков ценится далеко за пределами страны, на него опираются даже в Голливуде. Самыми известными профессионалами своего дела стали Алибек Кантемиров, Александр Иншаков, Варвара Никитина и, конечно, Виктор Иванов, на счету которого съемки в таких кинолентах, как «Искусственный разум» Стивена Спилберга и «Превосходство Борна» Пола Гринграсса. Работая над популярным российским фильмом «Сталинград», Иванов поставил рекордное количество сцен горений в истории мирового каскадерского искусства – за четыре дня он сделал 137 дублей.

Российские каскадеры получали главные призы на международных профессиональных конкурсах и навсегда вписали свои имена в историю мирового кинематографа.

Становление каскадерской школы

Президент Ассоциации каскадеров России, президент Фонда развития трюкового кино, актер Александр Иншаков
Президент Ассоциации каскадеров России, президент Фонда развития трюкового кино, актер Александр Иншаков. Фото: ИТАР-ТАСС/ Александр Саверкин

Российская каскадерская школа имеет уникальную историю развития. Расцвет этой сложнейшей профессии приходится на 1950-е годы, однако предпосылки к становлению каскадерства начались задолго до этого. С приходом кинематографа в жизнь людей, режиссеры сразу стали использовать в своих сценах зрелищные эффекты, масштабные сцены и яркие образы. Как правило, для их выполнения приглашались либо цирковые артисты, либо спортсмены, которые обладали качественной физической подготовкой.

В 1920-х годах в СССР начала формироваться новая школа трюков, но чаще всего актеры старались выполнить все самостоятельно. Это было обусловлено производственной необходимостью и отсутствием специальных дублеров на съемочных площадках. В свое время сложные элементы самостоятельно выполняли студенты Льва Кулешова. Известная актриса Галина Кравченко и вовсе начала путь в кино с выполнения трюков на лошади. Даже знаменитая Фаина Раневская в фильме «Весна» катится с лестницы самостоятельно, без использования дублера. А Игорь Ильинский и вовсе считается первопроходцем в становлении отечественной школы исполнения трюков.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Первым отечественным фильмом, где в качестве дублеров использовали спортсменов, стала кинолента «Веселые ребята», вышедшая на экраны в 1934 году. Тогда они участвовали в сцене драки между музыкантами. 

Каскадер Варвара Никитина
Каскадер Варвара Никитина. Фото: wikimedia.org\Varvarastunt Варвара_Никитина CC BY-SA 4.0

В какой момент возникла потребность в профессиональной каскадерской школе? Во все времена постановка зрелищных сцен была сопряжена с риском. Получить обширные травмы и переломы на съемочной площадке было проще простого, а профиль работы каскадеров должен был быть обширным. К тому же, центральные актеры сюжета не должны были выбывать из съемок на длительное время по состоянию здоровья. Уже в конце 1930-х годов на «Мосфильме» формируется группа артистов, призванная для выполнения трюков в работе Эйзенштейна «Александр Невский». Поскольку работа была масштабной, требовались специально обученные люди, которые могут подстраховать или заменить актеров в сценах горения, потопа или прыжков с высоты более 5 метров.

Тогда же стали придумывать новые виды трюков. Алибек Кантемиров впервые выполнил элемент подсечки, когда каскадер эффектно падает с лошади, а Петр Тимофеев, благодаря своему цирковому опыту и вовсе продвинул конные элементы на новый уровень.

В 1960-е годы трюковая отечественная школа получила новое развитие. Появились официальные документы, регламентирующие выполнение опасных постановочных сцен во время работы над фильмом. Запрещалось прибегать к выполнению трюков актерам, не имеющим специальной профессиональной или спортивной подготовки. Фактически тогда же начала формироваться именно каскадерская школа, которая сегодня имеет колоссальное развитие и международный авторитет.

Востребованность в мире

Сцены горения - одни из самых сложных в каскадерской профессии
Сцены горения – одни из самых сложных в каскадерской профессии. Фото: кадр из фильма “Сталинград”\Art Pictures Studio

Наибольший подъем отечественная каскадерская школа начала переживать в середине 1980-х годов. Произошло разделение трюков на подгруппы, что способствовало более детальной проработке каждой съемочной сцены.

Появились, как универсалы, способные выполнить любой элемент, будь то подводные работы, альпинизм, скоростная езда на мотоцикле или автомобиле, конные трюки, так и узкопрофильные специалисты, которые идеально выполняют какую-то одну постановку.

Одним из самых известных каскадеров можно назвать Виктора Иванова. Еще в советские годы он работал над главными киноработами, среди которых «Такси-блюз», «Шла собака по роялю» и «Визит к Минотавру». В начале 1990-х годов группа каскадеров из России отправилась на Международный фестиваль во Францию, где отечественных мастеров высоко оценило жюри за профессионализм и преданность делу. Там же Иванов познакомился с представителями Голливудских студий, после чего стал сотрудничать с американскими корпорациями. На его счету постановки для знаковых фильмов «Скорость-2» Яна де Бонта, «Искусственный разум» Стивена Спилберга и «Превосходство Борна» Пола Гринграсса.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
В отечественном кино Виктор Иванов создал мировую сенсацию при работе над фильмом «Сталинград», где всего за 4 дня каскадер выполнил 137 сцен горения. Такое количество опасных трюков является беспрецедентным случаем в международной практике. 

Другим знаменитым российским каскадером является Александр Иншаков, который сегодня активно развивает Гильдию каскадеров России. Из женщин-каскадеров особенно выделяется Варвара Никитина, ставшая первой в истории отечественного кинематографа профессиональной исполнительницей и постановщицей трюков. Она работала над более чем 50 фильмами, в том числе американского, австралийского, белорусского производства.

Сегодня отечественная каскадерская школа является востребованной по всему свету. За годы ее кропотливого развития выросли настоящие мэтры, которые и по сей день являются неотъемлемой частью кинопроцесса в разных странах мира.

Популярные вопросы

Вопрос: Кто самый известный каскадер России?

Ответ: Александр Иншаков.

Вопрос: В каком году появилась профессиональная Ассоциация каскадеров России?

Ответ: В 2013 году.