Подлодки проекта 705(К) «Лира: история, характеристики

социальный Проект

Подводный перехватчик проекта 705(К) «Лира»

Подводные перехватчики проектов 705 и 705 К «Лира» — известные во всем мире атомные подлодки. Они входили в серию уникальных советских подводных судов, корпус которых был изготовлен из титана, обеспечивающего невероятную прочность, устойчивость к коррозии и высокую маневренность. 

Подводные лодки проекта «Лира» имели впечатляющую скорость, достигающую 41 узла или более 75 километров в час, и были оснащены не имевшей на тот момент аналогов в мире автоматизированной системой управления «Аккорд», ставшей прорывной советской технологией.

Подводные лодки проекта «Лира» продемонстрировали потенциал современной техники и положили начало новой эры в мировой подводной навигации. Инновационные технологии, опробованные на советских подводных перехватчиках, стали применяться и в современных российских подводных аппаратах, еще раз подтвердив лидерство нашей страны в области подводного кораблестроения на международном уровне.

Титановый морской охотник

Главный конструктор проекта Михаил Русанов
Главный конструктор проекта Михаил Русанов. Фото: wikipedia.org Добросовестное использование

Подводные лодки проектов 705 и 705К «Лира» были серией советских атомных подводных лодок. Эти небольшие высокоскоростные одновальные лодки с титановым корпусом стали уникальными по своей скорости и маневренности. Их основная задача была в перехвате и уничтожении подлодок противника.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Проект «Лира» был разработан в 1960-м году в Специальном конструкторском бюро № 143 (СКБ-143), а идея проекта была предложена начальником сектора перспективного планирования Анатолием Петровым. Главным конструктором проекта был Михаил Русанов.

Главной особенностью конструкции подлодок стал их корпус, выполненный из титана корпус. Использование титана в конструкции подводных лодок предоставляет ряд значительных преимуществ, включая высокую прочность и устойчивость к коррозии. Это позволяло подлодкам сопротивляться высокому давлению на глубине и обеспечивало им долговечность.

Другой уникальной особенностью лодок проекта «Лира» была их высокая скорость подводного хода. Она равнялась 41 узлу или, примерно, 76 километрам в час. Это было невероятным достижением для подводных судов того времени.

Суда проекта «Лира» могли достичь полного хода всего через минуту после начала движения из неподвижного положения. А покинуть базу и скрыться под водой подводные лодки могли в течение тридцати минут, в то время как для обычной подводной лодки на это требовалось 2-3 часа.

На подводных лодках проекта типа «Лира» использовались уникальные реакторы БМ-40А и ОК-550 на жидкометаллическом теплоносителе свинец-висмут. На момент создания судов они представляли собой самые  современные разработки в области ядерной энергетики. Этот теплоноситель имеет низкую температуру плавления, химическую стабильность и высокую теплопроводность, что делает его идеальным для использования в ядерных реакторах.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Жидкометаллический теплоноситель свинец-висмут значительно упрощает процесс контроля и модерации ядерной реакции. Он эффективно поглощает удаляемые из реактора нейтроны и предотвращает возникновение опасных явлений. Важным преимуществом является компактность такого типа реакторов. Это особенно важно для подводных лодок, где пространство ограничено и вес имеет большое значение.

Система «Аккорд»

Подводный перехватчик проекта 705(К) «Лира»
Подводный перехватчик проекта 705(К) «Лира». Фото: Alfa_class_submarine_2

Автоматизированная система управления «Аккорд» на борту лодок проекта «Лира» стала не менее важной уникальной особенностью. Этот комплекс стал невероятным технологическим прорывом, новым этапом развития подводной военной навигации.

«Аккорд» позволял экипажу сосредоточить все управление подлодкой на центральном посту. До появления этой системы ручное управление подводными лодками требовало огромного количества усилий и времени. Передвижение и маневрирование лодкой производилось операторами на разных пунктах управления, что приводило к сложностям и задержкам в принятии решений. Такие проблемы могли быть критичными особенно в чрезвычайных ситуациях.

«Аккорд» считается первой автоматизированной боевой информационно-управляющим комплексом своего рода. С помощью множества датчиков и компьютерных программ она контролировала все системы на борту, включая вооружение, коммуникацию, навигацию и работу двигателей. Централизованное управление позволяло экипажу быстро и эффективно выполнять маневры.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Одной из самых впечатляющих особенностей системы «Аккорд» была ее способность выполнять циркуляцию с разворотом на 180 градусов всего за 40 секунд. Столь быстрый маневр давал возможность подлодке избежать попадания вражеских торпед и делал лодку трудно досягаемой для противника, что значительно повышало ее боевую эффективность и безопасность экипажа.

Макет подлодки
Макет подлодки. Фото: wikimedia.org\Tsvetkov A. A CC BY-SA 3.0

Благодаря инновационной системе экипаж лодки мог принимать важные решения в режиме реального времени. Информация с различных датчиков собиралась и анализировалась, обеспечивая оперативные и точные данные. Это давало экипажу преимущество при принятии решений и позволяло им эффективно реагировать на любые изменения в боевой обстановке.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
По классификации НАТО, подлодки класса «Лира» проходили, как Alfa.

Уникальный проект и его влияние

Было построено семь подводных перехватчиков проекта «Лира», каждая из которых оставила значительный след в истории развития подводного судостроения. Технические решения советской разработки оказали значительное влияние на последующие поколения подводных лодок, создававшихся в России.

Популярные вопросы

Вопрос: Какое конструкторское бюро участвовало в создании подлодок проекта «Лира»?

Ответ: Проект «Лира» был создан в Специальном конструкторском бюро № 143 (СКБ-143) под руководством главного конструктора Михаила Русанова.

Вопрос: Какова максимальная скорость подводного хода подлодки проекта «Лира»?

Ответ: Она способна разогнаться до 41 узла, что, примерно, эквивалентно 76 км/ч.