Подводные лодки проекта 865 "Пиранья": характеристики и особенности конструкции

социальный Проект

Подводные лодки проекта 865 “Пиранья”

Известные во всем мире подводные лодки проекта 865 “Пиранья”, построенные в 1990 году, являются гордостью советского и российского Военно-морского флота. Они были одними из самых передовых судов своего времени и при этом обладали малыми размерами. 

В длину “пираньи” не превышали 30-ти метров, а в ширину – 50-ти метров. Корпус судов был выполнен из титана, а благодаря его форме лодки были чрезвычайно быстрыми и маневренными. Оснащение “пираний”  включало современные системы связи, радиолокационное и гидроакустическое оборудование, размещенное на специальной платформе на амортизаторах. Такая конструкция позволяла судам проходить под водой почти бесшумно. Наши субмарины располагали внушительным минно-торпедным вооружением и могли взять на борт до 6-ти водолазов-диверсантов.

Подводные лодки проекта “Пиранья” оставили ощутимый след в истории мирового военного кораблестроения и легли в основу создания более современных судов.

Краткая информация характеристики

Подводные лодки проекта 856 "Пиранья"
Подводные лодки проекта 856 “Пиранья”. Фото: Энциклопедия военной техники

Подводные лодки проекта 865 “Пиранья” были созданы в 1990 году. По классификации подводного флота они считаются малыми судами и были предназначены для выполнения ряда различных задач.

Уникальной особенностью наших подлодок был их небольшой размер. В длину “пираньи” достигали 28,3 метров, в ширину – 4,7 метров, а в высоту – 5,1 метров. Известно, что в ходе строительства судов использовались рабочие небольшого роста и веса, иначе они бы просто не смогли бы добраться до некоторых секций подлодок.

Автономность плавания подводных лодок проекта 865 составляла 10 суток. Они оснащались особым дизель-электродвигателем мощностью 220 лошадиных сил, который позволял судам развивать большую скорость и оставаться маневренной.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Вооружение лодок включало 2 торпеды и 4 противолодочные мины.

Движения лодки были почти полностью незаметными. Это достигалась благодаря тому, что все самое “шумное” оборудование было размещено на специальной платформе, установленной на амортизаторах. При этом двигатели и насосы не касались стен и работали значительно тише. Кроме того, титан и стеклопластик, из которых был создан корпус лодок, было трудно отследить при помощи радаров.

Проект 865 “Пиранья” представлял собой попытку создания эффективных и незаметных подводных судов, способных выполнять задачи в условиях ограниченных ресурсов. Созданные подлодки навсегда вошли в историю военно-морского флота.

Область применения

Подводная лодка проекта 856 "Пиранья".
Подводная лодка проекта 856 “Пиранья”. Фото: Энциклопедия военной техники.

Одной из основных областей применения подводных лодок проекта “Пиранья” были разведывательные операции. Благодаря своей небольшой величине и тихому ходу, эти лодки могли незаметно проникать на территорию противника и собирать разведывательную информацию.

Еще одной важной задачей, которую выполняли сверхмалые подводные лодки проекта “Пиранья”, была установка минных полей. Благодаря своей компактности и возможности оперировать в ограниченных водах, эти лодки могли эффективно размещать мины в стратегически важных местах, создавая угрозу для противника.

Подлодками проекта «Пиранья» управлял небольшой, но высококвалифицированный экипаж, состоящий из трех офицеров.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

Для каждой лодки проекта “Пиранья” сформировали по два сменных экипажа. Это было необходимо для обеспечения непрерывного использования и эксплуатации этих подводных лодок. Такая система сменных экипажей обеспечивала непрерывность работы и минимизацию времени, требуемого для подготовки каждого плавания. В часы покоя одного экипажа, другой мог выполнять необходимые операции по техническому обслуживанию лодки. Это позволяло максимально эффективно использовать время и сохранять боеспособность лодок проекта “Пиранья”.

Командир-штурман нес ответственность за навигацию и управление подводной лодкой, а также принимал стратегические решения и руководил экипажем во время боевых действий. Помощник по электромеханической части был ответственен за обслуживание и ремонт различных систем и оборудования на борту подводной лодки. Этот член экипажа регулярно проводил техническое обслуживание, проверял работоспособность лодки и поддерживал ее боеспособность. Третий член экипажа, помощник по радиоэлектронному вооружению, отвечал за работу с радарными и другими радиоэлектронными системами на борту подлодки.

Подводная лодка проекта 856 "Пиранья", Кронштадт
Подводная лодка проекта 856 “Пиранья”, Кронштадт. Фото: Энциклопедия военной техники

Кроме трех офицеров, подлодка проекта “Пиранья” могла принять на борт до 6 водолазов-диверсантов.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

Одна из подводных лодок проекта “Пиранья” приняла участие в съемках популярного российского художественного фильма “Особенности национальной рыбалки”. Главные герои картины на короткое время становятся членами ее экипажа.

Детальная техническая документация подводных лодок проекта 865 до сих пор находится в статусе “секретности”. Макет же уникальных судов можно увидеть в рамках Музейной экспозиции истории подводного флота Советского Союза в Истринском районе Московской области.

В 2019 году руководство бюро “Малахит”, создавшего “пираний”, заявило о планах возрождения уникального проекта. Планы касались создания серии судов, вооруженных самым современным вооружением – не только торпедами и минами, но и крылатыми ракетами.

Популярные вопросы

Вопрос: Сколько членов экипажа было необходимо для управления подлодкой проекта “Пиранья”?

Ответ: Три человека: командира-штурмана, помощника по электромеханической части и помощника по радиоэлектронному вооружению. Кроме того, подлодки обладали сменным экипажем.

Вопрос: Сколько водолазов-диверсантов могла принять на борт подлодка проекта “Пиранья”?

Ответ: До шести бойцов.

Вопрос: Почему “пираньи” были почти полностью “невидимыми” для неприятеля?

Ответ: Корпус подлодок, выполненный из титана и стеклопластика, был почти неуловим для радаров. А все громкое оборудование внутри субмарины разместили на специальной платформе, чтобы оно не касалось стен и не создавало лишнего шума.