История строительства и запуска нефтепровода «Дружба»

социальный Проект

Нефтепровод «Дружба»

Нефтепровод «Дружба» — крупнейшая в мире нефтяная магистраль, построенная в 60-х годах прошлого века. Она объединила СССР и страны Восточной Европы, участвовавшие в деятельности Совета экономической взаимопомощи, в единую экономическую сеть и гарантировала стабильную транспортировку природных ресурсов.

Нефтепровод протянулся больше чем на четыре тысячи километров. Он прошел через территорию России, Белоруссии, Украины, Польши, Чехословакии и Восточной Германии.

Нефтепровод был построен в кратчайшие сроки благодаря совместным усилиям стран Восточной Европы и Советского Союза. Он стал символом сотрудничества и обеспечил надежную и эффективную транспортировку нефти на годы вперед.
Сегодня нефтепровод «Дружба» продолжает работать и является одним из ключевых элементов нефтяной инфраструктуры всего европейского континента. Ежегодно через него прокачивается более 60 миллионов тонн сырья.

По своим масштабам уникальная магистраль до сих пор не имеет аналогов, позволяя бесперебойно обеспечивать необходимыми ресурсами многие страны мира.

Предыстория

После окончания Второй мировой войны на территории Европы возник осязаемый баланс сил. Страны Восточной Европы, а также ГДР вошли в социалистический лагерь под эгидой Советского Союза. Их объединял ряд договоренностей и членство в различных международных организациях, в числе которых Совет экономической взаимопомощи (СЭВ).

СЭВ установил на территории стран соцлагеря своеобразный общий рынок. К концу 1950-х на фоне наращивания промышленного производства страны СЭВ столкнулись с острой нехваткой нефтяного сырья. До этого момента нефть из СССР поставлялась на железнодорожных эшелонах, однако такой способ был малоэффективен в новых реалиях.

Тогда в 1958 году с подачи Никиты Хрущева страны СЭВ приняли решение о строительстве нефтяной магистрали, которая бы объединила страны соцлагеря трубопроводом, тем самым продемонстрировав остальному миру преимущества социалистической экономической интеграции.

Нефтепровод "Дружба" над рекой Лотарица
Нефтепровод “Дружба” над рекой Лотарица. Фото Владимир Песляк, Олег Сизов / ТАСС

Строительство «Дружбы»

Возведение новой нефтяной магистрали началось в декабре 1960 года. Точкой старта стал город Альметьевск в Татарстане, куда свозилось сырье с сибирских, уральских и каспийских месторождений. Оттуда нефть по трубам должна была идти через Самару и Брянскую область до Белоруссии. Там трубопровод разделялся на две ветки: первая тянулась через Польшу прямо до ГДР, а вторая по территории Украины уходила в Венгрию и Чехословакию.

Примечательна история создания «Дружбы». Проект, призванный объединить СССР и европейские страны, действительно оказался общим детищем стран СЭВ. Трубу необходимо было провести через горы, болота и судоходные реки сразу нескольких государств, что потребовало включения всех стран соцлагеря в производство составных частей.

Так, насосные станции производили в ГДР, а трубопроводную арматуру с клапанами — в Чехословакии. Роль производителя средств автоматики досталась Венгрии, а трубы изготавливали в Польше и СССР. Каждая страна была ответственна за строительство участка магистрали на ее территории.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Изначально для оптимизации строительного процесса трубы закупали у западной Германии. Однако в процесс сотрудничества постоянно вставляли палки американцы. Также мешала промышленно-экономическая блокада Советского Союза. В 1963 году канцлер ФРГ Конрад Аденауэр принял решение вовсе прекратить поставки. Впрочем, СССР оказался к этому готов — советские заводы к этому моменту уже начали производство собственных труб. На первой из них написали «Труба тебе, Аденауэр!», однако позже надпись стерли.

Запуск «Дружбы»

Строительство магистрали было завершено в кратчайшие сроки — уже в конце 1964 года из Альметьевска нефть полилась прямиком в ГДР и Венгрию. Стоит отметить, что впервые «Дружба» заработала еще в 1962-м на участке трубопровода, идущем до Чехословакии.

Нефтепровод "Дружба"
Фото Альфреда Церлюкевича /Фотохроника ТАСС

Уникальность «Дружбы» заключается не только в том, что половина Европы совместными усилиями построила ее в кратчайшие сроки. На момент постройки эта магистраль была самой протяженной во всем мире — ее длина составила около четырех с половиной тысяч километров. Звание «длиннейшей» она сохраняет и по сей день — сегодня «Дружба» тянется почти на девять тысяч километров с учетом всех ответвлений.

«Дружба» протянулась через множество природных преград, в том числе через крупные реки вроде Волги и Дона. Строители протянули магистраль через Карпатские горы и Полесские болота. Сегодня магистраль связывает единой сетью восемь стран и обеспечивает бесперебойный и очень удобный поток нефти в такие страны, как Германия, Польша, Чехия и Словакия. 

Изначально пропускная мощность труб составляла 30 миллионов тонн нефти в год, а сегодня через «Дружбу» проходит почти 70 миллионов тонн сырья.

Мировое значение «Дружбы» 

Нефтепровод "Дружба"
Нефтепровод “Дружба”. Фото: участник Водник, Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0

Нефтепровод «Дружба» стал символом дружбы и нерушимого сотрудничества стран социалистического лагеря. Выгода, которую страны СЭВ получили от этого проекта, была не только экономической, но и идеологической.

И даже после распада соцлагеря «Дружба» продолжает связывать Россию и Европу. Магистраль работает по сей день и остается одним из ключевых элементов нефтяной инфраструктуры целого континента.

Популярные вопросы

Вопрос: Сколько строился нефтепровод «Дружба»?

Ответ: Основные системы нефтепровода были возведены за 3 года и 10 месяцев. Строительство началось в декабре 1960 года, а ввод «Дружбы» в эксплуатацию произошел в октябре 1964.

Вопрос: Сколько стран объединяет нефтепровод «Дружба»?

Ответ: Сегодня «Дружба» объединяет восемь стран: Россию, Украину, Белоруссию, Венгрию, Словакию, Польшу, Чехию и Германию.

Вопрос: Какова протяженность нефтепровода «Дружба»?

Ответ: Сегодня длина нефтепровода с учетом всех ответвлений составляет 8900 километров.