Россия – родина монорельса

социальный Проект

Монорельс

Изобретение монорельса выдающимся русским конструктором Иваном Кирилловичем Эльмановым позволило улучшить качество жизни и комфортность передвижения людей по всему миру, подарив им удобный и безопасный вид транспорта.

Монорельс движется по одной стальной балке, расположенной над землей, что делает его более экономичным и эффективным, чем традиционные железные дороги, требующие большого количества земли под застройку и дополнительных сложных инженерных работ.

Разработка была настолько инновационной и удивительной для своего времени, что при жизни гениальному изобретателю не удалось внедрить «дорогу на столбах», но его проект получил самое широкое развитие в будущем.

Настоящее развитие монорельсового транспорта началось в XX веке, то есть почти столетие спустя после создания первого прототипа монорельса русским изобретателем. Иван Кириллович Эльманов в прямом смысле этого слова опередил прогресс на многие десятки лет вперед и внес огромный вклад в развитие транспортной системы по всему миру.

Русский монорельс

Монорельс во Франции. 1901 год
Монорельс во Франции. 1901 год. Фото: commons.wikimedia.org

В 1820 году житель располагавшегося под Москвой поселка Мячково Иван Кириллович Эльманов собственными силами разрабатывает так называемую «дорогу на столбах» — прототип будущего монорельсового транспорта.

Принцип работы у этой, на тот момент диковинной, конструкции был следующим: на столбах крепился верхний продольный брус, по которому должны были идти груженые вагонетки, которые приводились в движение лошадьми.

Несмотря на успешную демонстрацию проекта, Ивану Кирилловичу не удалось найти инвесторов для своего детища. Дальнейшая разработка была прекращена. Через год схожую конструкцию сумел запатентовать британский инженер Генри Робинсон Палмер, однако никто не отрицает, что впервые идея монорельса зародилась именно в России. Весь мир должен быть благодарен талантливому русскому изобретателю Ивану Кирилловичу Эльманову за этот вид транспорта, без которого сложно представить себе современную жизнь.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
В 2004 году открыли Московский монорельс. Его проектирование началось в 1998 году. А в 2000-м уже построили опытный участок трассы. После успешных испытаний через год начали строительство монорельсовой дороги. В качестве подвижного состава планировалось использовать приобретенные ранее вагоны от компании Intamin. Однако линейные двигатели зимой работали плохо, их пришлось модернизировать силами ИНЦ «ТЭМП».

Принцип работы и значение монорельсового транспорта

 

Монорельс — вид транспорта, который движется по одной железобетонной балке, расположенной над землей. Он применяется в различных городах мира для решения транспортных проблем.

Монорельс в США. Начало ХХ века
Монорельс в США. Начало ХХ века. Фото: commons.wikimedia.org

Изобретение монорельса выдающимся русским конструктором Иваном Кирилловичем Эльмановым стало одним из наиболее важных технологических достижений в области транспорта, которое улучшило жизнь людей по всему миру.

Во-первых, монорельсы помогают уменьшить количество пробок и разгрузить дороги. Они могут быть использованы как в густонаселенных городах, так и в туристических районах, где наблюдается большое скопление автомобилей. Монорельсы позволяют перевозить большое количество людей за короткое время, что делает их более эффективными, чем другие виды общественного транспорта.

Во-вторых, монорельсы обеспечивают более безопасный и комфортный способ передвижения. Поезда движутся по высокой платформе, что означает, что они не смогут влиять на движение на земле и не будут создавать шума и вибраций. Так, поездки на монорельсах становятся более комфортными и приятными.

В-третьих, монорельсы являются экологически чистым видом транспорта. Они работают на электричестве и не выбрасывают вредных веществ в атмосферу, что делает их более экологически дружественными, чем автомобили и другие виды транспорта, которые работают на бензине или дизельном топливе.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Старейший из ныне действующих монорельсов — Schwebebahn Wuppertal — Вуппертальская подвесная железная дорога — функционирует уже более 100 лет. На её строительство было затрачено почти 20 000 тонн стали, а стоимость строительства составила около 16 миллионов марок — астрономическая сумма для того времени.

Монорельс активно используется в нескольких городах мира:

  1. Токио, Япония — имеется несколько монорельсовых линий, которые соединяют различные районы города. Они помогают уменьшить пробки на дорогах и сократить время в пути.
  2. Сидней, Австралия — монорельсовая дорога здесь используется для доставки туристов от главного железнодорожного вокзала до знаменитой оперы.
  3. Лас-Вегас, США — монорельсовая система здесь соединяет различные казино и отели на знаменитом бульваре Лас-Вегас Стрип. Она помогает туристам быстро перемещаться между различными местами развлечений.
Монорельс в Лас-Вегасе
Монорельс в Лас-Вегасе. Фото: wikimedia.org

Изобретение монорельса предоставило людям всего мира быстрый, безопасный, комфортный и экологически чистый вид транспорта. Эта технология продолжает улучшаться, и мы можем ожидать еще большего применения монорельсов в будущем. Поразительно, что по-настоящему развиваться монорельсовый транспорт стал только в ХХ веке, то есть сто лет спустя после разработки первого прототипа монорельса русским изобретателем Иваном Кирилловичем Эльмановым, который, в прямом смысле этого слова, опередил прогресс буквально на столетие!

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
В Советском союзе большой интерес к монорельсовому транспорту проявлял Никита Сергеевич Хрущев. Он приказал разработать ряд проектов сети монорельсовых дорог, которые бы связывали крупнейшие города страны. Увы, после отставки генсека, от столь смелого и инновационного решения отказались. Только в ХХI веке в России вновь появится интерес к развитию сети монорельсовых дорог.

Популярные вопросы

Вопрос: В каком году И. К. Эльманов представил своё изобретение?

Ответ: В 1820 году.

Вопрос: Как И. К. Эльманов назвал своё изобретение?

Ответ: «Дорога на столбах».