Летчик Петр Нестеров: биография, достижения

социальный Проект

«Мертвая петля» Нестерова

Петр Нестеров — русский летчик, отец высшего пилотажа и всемирно признанный ас. В 1913 году он первым в мире выполнил воздушный маневр, известный как «мертвая петля».

До полета Нестерова вертикальную петлю в воздухе не мог осуществить ни один летчик в мире. Самолеты того времени просто не выдерживали нагрузки и отказывали, из-за чего летчики разбивались насмерть. Поэтому в летных училищах будущим пилотам строго запрещали выполнять крутые виражи в полете.

Мастерство и непоколебимая воля Нестерова показали всему миру, что для русского пилота нет ничего невозможного. Выполнив мертвую петлю, он благополучно приземлился под звуки оваций всего мирового сообщества. Вскоре после этого летчики по всему миру принялись повторять подвиг Нестерова.

Международная авиационная федерация учредила кубок Нестерова в качестве приза для победителя первенства мира по высшему пилотажу. Память о русском пилоте увековечена в памятниках и названиях улиц, а самого Нестерова человечество помнит как одного из самых отважных летчиков за всю историю!

Краткая биография авиатора Петра Нестерова

Летчик Петр Нестеров
Петр Нестеров. Фото: commons.wikimedia

Родился будущий легендарный авиатор 15 (27 по старому стилю) февраля 1887 года в Нижнем Новгороде в семье офицера. Помимо Петра, в семье было еще трое детей (два брата и сестра). В 1904 году будущий ас заканчивает Нижегородский кадетский корпус им.Аракчеева, а уже в 1906 году он завершает курс в Михайловском артиллерийском училище, причем заканчивает его одним из лучших с потока. Теперь Петр Нестеров — офицер в чине подпоручика. Женившись на Надежде Рафаиловне Галицкой (в браке у Петра Нестерова будет двое детей), отправляется на Дальний Восток, где служит в артиллерии.

В 1909 году начинает службу в воздухоплавательной роте. Был очень уважаем солдатами, потому что руководил подчиненными без ругани и рукоприкладства. К этому же году относятся первые проекты Нестерова касательно разработки собственного самолета.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
В 1911 году совместно с Петром Соколовым (обучавшимся у проф. Николая Егоровича Жуковского — основоположника российской аэродинамики) Петр Нестеров построил свой первый планер. Причем обшивку для планера помогла сшить мама Петра Николаевича.

Вместе с ротным механиком Нелидовым Петр Нестеров начинает работу над глубокой модернизацией самолета «Ньюпор-IV». Уже в конце августа 1911 года работа была завершена, и к лету 1914 года уже началось производство новых самолетов на заводе «Дукс».

Помимо конструкторской деятельности, Петр Николаевич активно занимается пилотажной. Его, бесспорно, можно назвать отцом высшего пилотажа. В канун Первой мировой войны он, будучи назначен в авиационный отряд, формировавшийся в Киеве, оттачивает пилотажное мастерство, возглавляет перелеты по маршрутам Киев — Остер — Козелец — Нежин — Киев, Киев — Гатчина, Киев — Одесса — Севастополь, а также ночные перелеты. О сверхдальних на тот момент перелетах Нестерова писали газеты всего мира. Кроме того, во время первых в России совместных учений авиации и артиллерии Петр Николаевич как мастерский летчик и военный специалист делает массу новых открытий в теории воздушного боя. Позднее этими наработками будут пользоваться пилоты всего мира.

В 1913 году Петр Нестеров на самолете «Ньюпор-IV» впервые в мире выполняет мертвую петлю. Эта фигура высшего пилотажа навсегда будет связана с его именем и иногда называется также «петля Нестерова». Слава о подвиге Нестерова облетела весь земной шар. Со всех концов света шли телеграммы, полные восторга от мастерства русского пилота.

Петр Нестеров
Петр Нестеров. Фото: ТАСС

Однако, несмотря на всемирное признание, Нестеров и не думал останавливаться на достигнутом, и уже в начале осени 1913 года он осуществляет первую в мире атаку самолета противника.

Еще множество планов было у уже всемирно известного аса, но в июне 1914 года начинается война. Петр Николаевич Нестеров, будучи русским офицером, должен встать на защиту Родины. Кроме того, теперь у него появляется возможность в обстановке реальных боевых действий обкатать множество собственных теоретических изысканий: ночная разведка, бомбометание и еще множество новых способов использования авиации в военных условиях.

В первые месяцы Мировой войны на самолетах еще не устанавливали пулеметы. Поэтому Нестеров отстаивал идею воздушного тарана как способ вывести из строя самолет неприятеля.

И 26 августа (8 сентября) 1914 года выдающийся русский пилот осуществил задуманное. В этот день близ Львова совершал разведывательный полет австрийский барон Ф. Розенталь. Его машина набрала предельную высоту, и сбить ее с земли не было возможности. Нестеров, пилотируя свой «Моран», догнал неприятеля и врезался ему в хвост. Таким образом был совершен первый в истории воздушный таран. Самолет австрийца был уничтожен. Но, увы, погиб и сам Петр Нестеров. Его самолету также был нанесен критический урон.

Петр Нестеров
Петр Нестеров. Фото: commons.wikimedia

Великий авиатор был погребен в Киеве на Аскольдовой могиле. О воздушном таране и героическом авиаторе писала вся мировая пресса. Уже во время Великой Отечественной войны советские пилоты не раз применяли воздушный таран против неприятеля, при этом больше половины из них не просто выживали, но и сохраняли в целости свои самолеты, доказав таким образом верные выкладки Петра Николаевича Нестерова о том, что воздушный таран — это пусть и рискованное, но совсем не однозначно самоубийственное средство атаки самолета противника.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Бомбометания, проводимые Петром Нестеровым, были так успешны, что военное руководство Австро-Венгрии пообещало награду тому, кто собьет его самолет.

Достижения Нестерова

Достижения Петра Николаевича Нестерова перед мировой авиацией колоссальны! Вклад его в развитие мировой авиации невозможно измерить. Он первым из авиаторов раздвинул рамки полетов далеко за пределы границ аэродромов. Он родоначальник высшего пилотажа как явления и автор мертвой петли, которая также называется его именем. Пилоты всего мира изучают и развивают идеи Петра Нестерова даже спустя более чем столетие после его гибели.

Безусловно, Петр Николаевич Нестеров — это не только знаковая фигура в мировой авиации, но и образец отваги и преданности своей Родине. Его имя до сих пор остается на слуху у людей всего мира, интересующихся историей авиации и подвигами российских героев.

Популярные вопросы

Вопрос: Кто из членов семьи Петра Николаевича Нестерова помогал ему в изготовлении аэроплана?

Ответ: Мать.

Вопрос: Возле какого города Петр Николаевич Нестеров совершил первый в мире воздушный таран?

Ответ: Львов.