Марина Раскова – первая женщина-штурман авиации

социальный Проект

Марина Раскова

Марина Михайловна Раскова — знаменитая советская летчица, чье имя известно далеко за пределами нашей страны. В начале Великой Отечественной войны Марина Михайловна была уже известной женщиной в мировой авиации. За ней числилось несколько рекордов по дальности перелёта и совершенно невероятный полет на самолете «Родина» с ещё двумя женщинами-авиаторами.

В начале войны Раскова предложила создать формирования, состоящие полностью из женщин. Её идея была одобрена, и вскоре были сформированы три уникальных женских авиационных полка, вошедших в мировую историю под наименованием «Ночные ведьмы».

В течение войны Раскова выполнила множество боевых заданий, спасла многих советских пилотов и одержала верх над большим количеством фашистов . За свои заслуги была награждена многочисленными орденами и медалями. Среди главных наград — звезда Героя Советского Союза. Раскова стала одной из первых женщин, удостоившихся этой высокой чести.

Для всего человечества Марина Раскова стала символом женской силы и отваги. Она навсегда останется в мировой истории как настоящая героиня советской военной авиации.

Биография Марины Михайловны Расковой

Марина Михайловна Раскова
Марина Михайловна Раскова (портрет). Фото: commons.wikimedia

Марина Михайловна Раскова (1912 – 1943) — знаменитая советская летчица, Герой Советского союза, прославившаяся на весь мир своим мужеством, отвагой и запредельными пилотажными навыками.

Марина получила музыкальное образование и работала лаборанткой аэронавигационной Военно-воздушной академии. В 1929 году сочеталась браком с Сергеем Ивановичем Расковым, взяв его фамилию. Родила дочку. В 1934 году она окончила институт инженеров гражданского воздушного флота в Ленинграде и стала штурманом.

Марина Раскова установила нескольких мировых рекордов по протяженности и дальности полета. В 1938 году Марина Раскова участвовала в беспосадочном полете на невероятную по тем временам дальность в 6450 км совместно с ещё двумя известными советскими деятельницами авиации —  Валентиной Гризодубовой и Полиной Осипеко. Начались серьезные неполадки с приборами, топливо подходило к концу. Гризодубова была вынуждена приказать Марине Расковой покинуть самолет, используя парашют. Летчица выполнила приказ и приземлилась посреди тайги. Из снаряжения у Марины Михайловны были лишь нож и табельный револьвер, а из провизии две плитки шоколада. За долгие десять дней пути, которые, наверное, показались отважной девушке-штурману вечностью, вступая в схватку с дикими зверями и суровым северным климатом, Раскова, наконец, вышла на людей.

Служба Марины Михайловны Расковой

П.Д Осипенко, В.С. Гризодубова и М.М. Раскова (слева направо)
П.Д Осипенко, В.С. Гризодубова и М.М. Раскова (слева направо). Фото: Репродукция. ТАСС

Марина Михайловна Раскова вступила в ряды Красной Армии и НКВД в 1938 году. К началу Великой Отечественной войны она уже была старшим лейтенантом и жила в Москве. Во время войны она предложила создать специальные женские боевые части для защиты Родины и использовала свои личные контакты со Сталиным, чтобы это осуществить.

К осени 1941 года, когда немецкие войска уже вторглись в пределы Советского государства и положение на фронте было критическим, Расковой было приказано сформировать авиагруппу из авиаформирований, с полностью женским комплектованием личного состава. Был сформирован бомбардировочный авиаполк, истребительный авиаполк, а также авиаполк для ночных операций в тылу противника, который позже прославится на весь мир под названием «Ночные ведьмы». Марина Раскова получила звание майора и начала руководство этим формированием.

Увы, но 4 января 1943 года, самолет, на котором летела Марина Раскова, потерпел крушение. Похороны отважной летчицы прошли у Кремлевской стены в столице Советского государства. Посмертно она была награждена орденом Отечественной войны I степени, а 588-й полк отныне носил ее славное имя.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Марина Михайловна Раскова была участницей первомайского парада 1935 года в Москве. Причём, она в нём принимала участие в качестве пилота самолёта. Самое удивительное, что это происходило буквально после её выпуска  из школы летчиков Центрального авиаклуба Москвы.

Поразительно, как девушка из интеллигентной и творческой семьи, причем сама не лишенная интереса к музыке и которая вполне могла бы сделать карьеру певицы, решила кардинально изменить свои планы на жизнь, пойти против довольно консервативных в то время устоев общества со строгим распределением гендерных ролей, и стать одной из выдающихся женщин-пилотов в истории человечества.

Да, пусть Марина Михайловна Раскова не пошла по стопам отца – известного оперного певца, но зато своей сценой она сделала само небо, а песнями – управление многотонными стальными машинами. Талант Марины Расковой как отважного штурмана раскрылся ещё сильнее, и слава её никогда не померкнет. Марине Михайловне, благодаря выдающемся таланту и целеустремленности, удалось стать первым женщиной-штурманом молодого Советского государства и благодаря ей ещё множество девушек избрали небо и рассекающие его самолеты, своей судьбой и делом всей жизни. Безумно сложно быть первым, но Марина Михайловна Раскова уверенно доказала, что женщине по плечу даже такое нелегкое и опасное дело, как обуздание воздушной стихии и защита родной страны от вероломных врагов.

Марина Михайловна Раскова в 1938 году
Марина Михайловна Раскова в 1938 году. Фото: commons.wikimedia

Имя Марины Расковой стало символом смелости и бесстрашия для многих женщин, которые следовали ее примеру и принимали участие в боевых действиях. Без всякого сомнения, Марину Михайловну с полным правом можно назвать национальной героиней, достойной всяческого уважения. Слава Марины Михайловны, её мастерство и отвага разнеслись по всему миру и для многих девушек-пилотов Земли она является ролевой моделью и женщиной, достойной всяческого восхищения!

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
На основе своего эпохального перелета вместе с экипажем «Родины», Марина Михайловна Раскова написала книжку под названием «Записки штурмана». Причем, писала эту работу она, находясь на лечении после тяжелейших странствий по глухой тайге. Книга и сейчас читается на одном дыхании и не оставляет равнодушным ни одного любителя авиации и захватывающего повествования.

Популярные вопросы:

Вопрос: Годы жизни М. М. Расковой?

Ответ: 1912 — 1943.

Вопрос: Какое неофициальное название получила женская авиагруппа, сформированная М. М. Расковой?

Ответ: «Ночные ведьмы»