Боевая машина «Катюша»: история, фото, интересные факты

социальный Проект

Боевая машина «Катюша»

Боевая машина «Катюша» – главный символ советской артиллерийской мощи времен Великой Отечественной войны. В момент появления  она стала настоящей мировой сенсацией среди вооружений.

Созданная накануне нападения нацистской Германии, установка не успела пройти боевые испытания и сразу была брошена в бой. Оружие сразу же проявило себя как эффективное и грозное.

Враг, едва заслышав первые залпы «Катюши», буквально бросался врассыпную, спасаясь от смертоносной мощи боевой машины. И даже пленные немцы тряслись от страха при виде «Катюш».

Одним залпом машина могла уничтожить целое расположение немецких войск и бронетехники: от колоссальной температуры в эпицентре взрыва вражеские танки попросту плавились.

Устройство реактивной системы долго пытались повторить американцы. Но их подделка под нашу “Катюшу” оказалась недостаточно эффективной и не могла сравниться с оригиналом.

До сих пор «Катюша» во всем мире считается одним из высочайших достижений наших оружейников, которые смогли сделать простое и эффективное оружие.

Реактивный снаряд

Боевое применение гвардейского реактивного миномета «Катюша»
Боевое применение гвардейского реактивного миномета «Катюша»

Знаменитая русская РСЗО БМ-13, получившая ласковое прозвище «Катюша», стала революцией в артиллерии. Созданная накануне Великой Отечественной войны, первая в своем роде система реактивного залпового огня заставляла солдат немецкой армии разбегаться в ужасе, оставляя позиции. Это было оружие непревзойденной мощи: дальность удара достигала 8,5 километра, температура в эпицентре взрыва — 1500 градусов. БМ-13 была оснащена системой самоуничтожения, что значительно усложнило противнику доступ к передовой технологии. Заполучив БМ-13, немцы разобрали установку по винтикам, стараясь раскрыть секрет советской инженерии.

Разработка реактивных снарядов для «Катюш» принадлежит ленинградской Газодинамической лаборатории. Первые испытания ракет на бездымном порохе проводились на полигоне Ржевка в 1928 году. В Москве подобными изысканиями занималась Группа изучения реактивного движения (ГИРД). В 1933 году они были объединены в Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ). После долгих экспериментов 82-миллиметровые реактивные снаряды класса «воздух – воздух» РС-82 и 132-миллиметровые реактивные снаряды «воздух – земля» РС-132 получили боевое применение. Во время военной кампании на Халхин-Голе группа истребителей И-16 меньше чем за месяц совершила 85 вылетов и сбила 13 японских самолетов. Успех был ошеломительным.

После этого РНИИ приступил к разработке реактивной полевой системы залпового огня на основе снарядов РС-132. Тактико-техническое задание было выдано институту в июне 1938 года. К лету 1939-го инженеры реактивного НИИ разработали новый 132-миллиметровый осколочно-фугасный снаряд М-13. Он был длиннее авиационного РС-132 на 48 сантиметров, имел большую дальность полета и усиленный боезаряд. Кроме того, новый снаряд обладал улучшенными аэродинамическими характеристиками, что дало высокую кучность попадания.

Боевая машина "Катюша"
Катюша. Фото Pixabay.com

Боевая машина реактивной артиллерии

Первый вариант «Катюши» заряжался 132-миллиметровыми снарядами. Установка с 24 направляющими монтировалась поперек грузовика ЗИС-5. Автором идеи стал Иван Гвай, создатель «Флейты» — установки для реактивных снарядов РС-82 на истребителях И-15 и И-16. Для следующих испытаний использовали более мощную ЗИС-6. Машину сильно раскачивало — чтобы это исправить, конструктор Владимир Галковский предложил сократить количество направляющих до 16, поставив их продольно.

В конце 1939 года Главное артиллерийское управление РККА выдало заказ на изготовление шести БМ-13 нового образца. Машины собирались в Воронеже на заводе им. Коминтерна и в Москве на заводе «Компрессор». Реактивные снаряды выпускал Московский завод им. Владимира Ильича. 15 июня 1941 года машины были представлены на смотр образцов вооружения Красной армии. Ураганный огонь реактивных ракет произвел потрясающее впечатление на принимающую комиссию. По итогам смотра, за день до начала войны, 21 июня 1941 года было принято решение о запуске БМ-13 в серию.

Первое боевое применение

Войсковые испытания БМ-13 пройти не успела. Семь установок, выпущенных накануне войны, составили первую батарею реактивной артиллерии. Решение о формировании подразделения было принято 28 июня. Уже 2 июля 1941 года батарея своим ходом отправилась на Западный фронт. Командный состав был укомплектован первокурсниками командного факультета Артиллерийской академии имени Дзержинского. Командиром стал капитан Иван Флеров. Ни офицеры, ни номера боевых расчетов не успели получить специальной подготовки. При формировании подразделения удалось провести лишь три занятия по обращению с материальной частью и боеприпасами.

Первое боевое применение установки БМ-13 произошло днем 14 июля 1941 года. Батарея из всех стволов ударила по железнодорожному узлу в городе Орша. В это время там находилось несколько эшелонов с немецкими войсками и техникой. Удар и последующий пожар практически уничтожили вокзал и железнодорожный узел. Спустя полтора часа батарея БМ-13 обстреляла скопление живой силы и техники противника на переправе через реку Оршица. Результаты превзошли все ожидания.

Дебют БМ-13 был настолько эффективным, что темпы производства реактивного вооружения увеличились многократно в считаные недели. Уже с осени 1941 года на фронтах действовало 45 дивизионов трехбатарейного состава по 4 пусковых установки в батарее. В 1941 году в СССР было изготовлено 593 установки БМ-13.

В ходе войны были сформированы полки реактивной артиллерии, каждый состоял из трех дивизионов, вооруженных пусковыми установками БМ-13 и зенитными орудиями. Официально полки назывались гвардейскими минометными полками артиллерии резерва Верховного Главнокомандования.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
С 1942 года «Катюшу» стали монтировать на шасси американских, британских и канадских грузовиков «Студебеккер», «Форд», «Шевроле», «Додж» и многих других, получаемых от союзников по ленд-лизу. За 1941–1944 годы было выпущено 6844 установки БМ-13. С 1962 года в ВС СССР «Катюшу» заменили РСЗО «Град».

Т-34 и Катюша. Подготовка к параду Победы
Т-34 и Катюша. Подготовка к параду Победы. Фото: Pixabay.com

Тайна имени

Передовая военная технология БМ-13 держалась в строжайшем секрете от противника. Установка была оборудована ящиком со взрывчаткой, при попытке захвата расчет должен был уничтожить машину. Немецкое командование пыталось заполучить образец БМ-13 и даже выпустило специальную директиву немедленно докладывать при ее захвате. Осенью 1941 года в Смоленской области батарея Флерова попала в окружение. Израсходовав боекомплект, пусковые установки взорвали. Личный состав батареи погиб в бою.

Существует несколько версий появления женского имени у боевой машины БМ-13. Основная из них: установка получила имя в честь героини популярной на тот момент песни. «Катюши» были настолько засекречены, что командирам расчетов запрещалось подавать артиллерийские команды. Вместо них использовали «пой» и «играй». Так и пошло, как в песне. Солдаты вермахта называли БМ-13 «орган Сталина» из-за звука, издаваемого снарядами.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Сразу после войны началась разработка больших баллистических ракет. 15 августа 1946 года на основе 92-го гвардейского минометного полка, укомплектованного БМ-13, была создана Бригада особого назначения резерва Верховного Главного Командования. Реактивная артиллерия превратилась в первое соединение будущих Ракетных войск стратегического назначения России.

Популярные вопросы

Вопрос: В каком году была разработана БМ-13?

Ответ: В 1939 году.

Вопрос: Как “Катюшу” называли фашисты?

Ответ: “Орган Сталина” – из-за звука, издаваемого снарядами.