Режиссер Андрей Тарковский: краткая биография, творчество

социальный Проект

Андрей Тарковский

Андрей Тарковский – не просто легендарный русский режиссер, а один из величайших деятелей в истории кинематографа. Его талант был признан как на родине, так и далеко за ее пределами, а большое количество современных режиссеров называют себя учениками Тарковского, пытаются ему подражать и даже переснимают его фильмы, называя его «номером один».

Фильмы Андрея Тарковского, такие как «Андрей Рублев», «Солярис», «Зеркало» и «Сталкер» до сих пор производят настоящий фурор среди зрителей разных поколений, и считаются лучшими в истории кино по версии самых авторитетных зарубежных рейтингов.

Андрей Тарковский является обладателем самых престижный премий в области кино, среди которых «Золотая пальмовая ветвь» Каннского фестиваля в нескольких экземплярах, «Золотой лев», «Золотая маска» и многие другие.

Андрей Тарковский остается непревзойденным гением кинематографа, оказавшим колоссальное влияние на дальнейшее развитие этого вида искусства.

Краткая биография

Андрей Тарковский
Андрей Тарковский. Фото: Метелица Сергей, ТАСС

Андрей Тарковский родился в творческой семье. Его отец Арсений – известный советский поэт и переводчик, а мать, хоть и не была прославленным писателем или поэтом, была с искусством “на ты”, так как закончила Литературный институт. Конечно же, именно родители в первую очередь оказали  влияние на будущего режиссера.

Детство и юношество Тарковского проходили в сложные предвоенные и военные времена. Отец получил ранение на фронте и лишился ноги, а мать в одиночку воспитывала нескольких детей.

У Тарковского не было тяги к точным и гуманитарным предметам в школе. Учился он не очень хорошо и тяготел к творчеству – занимался рисованием и музыкой. В начале 50-х он поступил в Институт востоковедения, где учился на отделении арабского языка, однако потом признал, что сделал он это по ошибке. Затем Тарковский работал в научно-исследовательских экспедициях в тайге. В 1954 году он поступил на режиссерское отделение во ВГИК. И с этого момента он был неразрывно связан с кино.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Во ВГИКе Тарковский познакомился с огромным количеством талантливых режиссеров и деятелей искусств, в том числе с Андроном Кончаловским. Тот  вспоминал, что их дружба была настолько крепкой, что они находили согласие во всех творческих вопросах: как правильно снимать кино, как должны выглядеть кадры, актеры. Они не признавали ни голливудских, ни советских традиций кино. Более того, они написали вместе два сценария. Первый “Антарктида -далекая страна”, который отвергли на “Ленфильме”, и второй “Каток и скрипка”, который купил “Мосфильм”.

Музей Андрея Тарковского в Юрьевце
Музей Андрея Тарковского в Юрьевце. Фото: Nikolay Omonov Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0

Кино Тарковского

Андрей Тарковский закончил ВГИК с отличием. После этого он сразу же принялся снимать свое кино. Его дебютная кинолента не была “первым блином”, а сразу же приковала к себе внимание культурной общественности. Фильм  “Иваново детство” снят по мотивам рассказа “Иван” Владимира Богомолова. Это антивоенный гимн, где мир подростка противопоставлялся миру войны. Тарковский получил за этот фильм престижную премию “Золотой лев”.

Следующей работой стала лента “Андрей Рублев”, которая останется на слуху у всего кинематографического мира. Несмотря на сложности в работе над фильмом, критики восприняли его восторженно. Фильм был показан на Каннском кинофестивале, и получил множество премий.

Затем Тарковский принялся снимать легендарный “Солярис” по мотивам одноименного романа Станислава Лема. Зрители и критики были поражены тем, как режиссер совместил в фантастическом произведении мотивы православной и западно-европейской культуры. Фильм также показали на Каннском кинофестивале, и он собрал огромное количество наград.

“Зеркало” – следующий и возможно самый резонансный и неоднозначный фильм для современников Тарковского. В этой ленте режиссер ушел от классических кинематографических устоев, заложив в него литературно-философские подтексты, а также использовал необычные визуальные и аудиовизуальные ряды.

Андрей Тарковский на съемках фильма "Андрей Рублев"
Съемки фильма “Андрей Рублев”. Фото: В. Плотников, ТАСС

Затем на большие экраны вышел “Сталкер” –  экранизация романа братьев Стругацких. После того, как кино вышло в прокат, Тарковскому наконец дали звание, которое он заслужил давно, – Народный артист РСФСР.

Тарковский в начале восьмидесятых переехал в Европу. Он жил в разных городах Италии и Франции, и везде ему оказывали почести. Например, во Флоренции его признали почетным жителем города. В Европе он продолжил активно заниматься делом своей жизни – снимать кино. Там он снял фильмы “Ностальгия”, “Время путешествий” и “Жертвоприношение”, который стал последним для режиссера, ставшего легендарным уже при жизни.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Голливудские режиссеры настолько восхищались и вдохновлялись Тарковским, что некоторые из них брали на себя смелость переснимать его фильмы. Один из них – Стивен Содерберг, который снял свой “Солярис”. И режиссер не раз отмечал, что он не просто экранизировал книгу Лема, но и пытался таким образом осмыслить Тарковского. Другой, не менее великий режиссер Ларс фон Триер посвятил свой фильм “Антихрист” Тарковскому. Более того, именно Триера считают главным учеником Тарковского и по сей день.

Имя Тарковского увековечено во многих городах мира. Например, в Париже есть Международный институт, который носит имя нашего режиссера. Мемориальная доска, посвященная Тарковскому, есть во Флоренции. В российских же городах десятки, если не сотни, памятников Тарковскому, а также многочисленные музеи, которые носят его имя.

В честь великого режиссера названа даже одна из планет, открытых в 1988 году.

Популярные вопросы

Вопрос: Сколько фильмов снял Андрей Тарковский?

Ответ: 10, из которых 7 вошли в сокровищницу мирового кино.

Вопрос: Какие фильмы Тарковский называл своими любимыми?

Ответ: «Дневник сельского священника», «Причастие», «Назарин», «Земляничная поляна», «Огни большого города», «Сказки туманной луны после дождя», «Семь самураев», «Персона», «Мушетт», «Женщина в песках».