Богдан Безпалько: Прихожане УПЦ, со временем, смирятся с действительностью

Богдан БЕЗПАЛЬКО
Член Совета при Президенте России по межнациональным отношениям Богдан Безпалько
18 сентября 2025, 20:19
18 сентября 2025, 20:19 — Общественная служба новостей — ОСН

Средства массовой информации продолжают обсуждать дальнейшую судьбу Украинской Православной Церкви, которая, в настоящее время, подвергается серьезным притеснениям со стороны властей Украины.

По мнению ряда экспертов, Киев намерен взять религиозный вопрос под свой жесткий контроль и осуществить переформатирование украинских религиозных организаций.

Собственную точку зрения по данному вопросу Общественной службе новостей высказал член Совета при Президенте России по межнациональным отношениям Богдан Безпалько:

***

Религиозный раскол на Украине – это не событие последних пяти лет, как часто пытаются представить. Это процесс, который начался фактически с распада Советского Союза. Уже первый президент Украины Леонид Кравчук активно поддерживал Филарета Денисенко – одного из главных организаторов раскола в православной среде. С того времени шел систематический подрыв авторитета Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП), которая ранее была для миллионов людей не просто религиозной структурой, а настоящей духовной семьей, объединяющей их вне политических границ.

Но когда настали времена гонений и давления со стороны государства, верхушка УПЦ МП, к сожалению, показала свою слабость. Большинство епископов не стали исповедниками, не встали на защиту своей паствы, как это делали святые отцы в тяжелые времена. Вместо этого они рассчитывали на то, что их «мягко и тихо переведут» в новую, государственную церковь – Православную церковь Украины (ПЦУ). И ради этого сами отказались от канонической связи с Московским патриархатом, оправдывая свои действия заботой о прихожанах. Интересы простых людей не были для них приоритетом.

Сейчас мы видим, к чему это привело. Государственные органы Украины массово расторгают договоры аренды храмов УПЦ, готовятся судебные иски о ее ликвидации. А за всем этим – полная поддержка со стороны Константинопольского патриарха Варфоломея и его покровителей в Вашингтоне. Процесс давно вышел за рамки церковных споров – это политическая и силовая зачистка.

Однако с точки зрения обычного православного человека – того, кто приходит в храм, чтобы помолиться, покрестить ребенка или отпеть близкого, – разницы между юрисдикциями нет. Да, канонические споры существуют, но для большинства прихожан главное – возможность исполнять обряды, чувствовать духовную связь. Если им не оставят выбора, если храм будет передан под контроль ПЦУ, они постепенно примирятся с новой реальностью. Ведь Константинопольский патриархат официально не отлучался от Церкви, он не предан анафеме – общение с ним было прекращено по политическим мотивам, а не из-за ереси.

Тем не менее, часть прихожан будет сопротивляться. Для них это станет временем исповедничества – духовного и, возможно, физического. Их будут подвергать давлению, исключать, выселять. Но они останутся верными своей вере и традиции.

В итоге, как бы трагично это ни звучало, две церкви на Украине – и УПЦ, и ПЦУ – остаются в рамках православия. Но одна из них – институт, созданный государством под внешним управлением, другая – уцелевшая, но преследуемая община верующих. И вопрос уже не столько в канонах, сколько в свободе совести, в праве человека выбирать, где ему молиться.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН.