test

Происшествия

Выдачи нет: Почему Польша объявила охоту на российских авиадиспетчеров?

17 сентября 2020, 16:00
17 сентября 2020, 16:00 — Общественная служба новостей — ОСН

Спустя 10 лет после крушения Ту-154 в Смоленске, Польша намерена добиваться ареста российских авиадиспетчеров. Повторное расследование катастрофы, в которой погиб президент страны, обусловлено политически, считают в России. Общественная служба новостей собрала известную информацию о тех событиях.

Новые обвинения

Национальная прокуратура Польши обвиняет трех российских диспетчеров в умышленном провоцировании авиакатастрофы «борта номер один» в 2010 году под Смоленском и хочет их арестовать. Соответствующий запрос был направлен в суд Варшавы. Как сообщили в польской прокуратуре, обвинения, предъявленные диспетчерам, касаются умышленного доведения до авиакатастрофы, что привело к смерти большого числа людей.

Фото: ТАСС

Межгосударственный авиационный комитет в 2011 году признал ошибочными действия экипажа, который пытался посадить самолет в трудных метеоусловиях. Сначала Польша с этим согласилась, но затем вторая правительственная комиссия заявила, что крушение произошло в результате взрывов на борту. Эта версия — третья и, согласно ей, виноваты российские диспетчеры.

Решение суда об аресте диспетчеров станет шагом к объявлению их в международный розыск с последующим требованием выдачи польским властям.

Реакция России

Согласно Конституции, РФ не выдает своих граждан, но какие-то следственные действия по запросу Польши провести может. Впрочем, Россия для себя, кажется, уже все решила. В начале августа официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила, что повторное расследование крушения самолета Ту-154 превратилось в «бесконечный фантазийный процесс». Также МИД РФ было озвучено, что предпринимаемые Польшей действия преследуют исключительно политические цели.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков не знает, обращалась ли Польша в Генпрокуратуру РФ по вопросу ареста смоленских авиадиспетчеров, работавших в день крушения польского правительственного самолета Ту-154 в 2010 году. При этом Песков подчеркнул, что Кремль негативно относится к требованиям Варшавы об аресте этих диспетчеров. «В целом, концептуально, скажу так: относимся негативно», — заявил представитель Кремля.

Крушение

Самолет Ту-154, на котором президент Польши Лех Качиньский с делегацией летел из Варшавы в Смоленск, разбился 10 апреля 2010 года при заходе на посадку на аэродром Смоленск-Северный. В условиях сильного тумана он столкнулся с деревьями, опрокинулся, рухнул на землю и полностью разрушился.

Фото: ТАСС

Погибли все находившиеся на его борту 96 человек — 8 членов экипажа и 88 пассажиров. В их числе президент Польши Лех Качиньский и его жена Мария Качиньская, а также известные польские политики, почти всё высшее военное командование и общественные и религиозные деятели. Они летели в Россию на траурные мероприятия по случаю 70-й годовщины Катынского расстрела.

Расследование

Расследование Межгосударственного авиационного комитета России установило, что все системы самолета до столкновения с землёй работали нормально. При этом видимость из-за тумана была ниже допустимой для посадки, о чём экипаж рейса 101 был предупрежден. В окончательном отчете МАК назвал причинами катастрофы неправильные действия экипажа самолета и психологическое давление на него.

Фото: aif.ru

Давление со стороны президента на экипаж стало основной версией следствия. Подобный случай уже имел место за два года до катастрофы. 12 августа 2008 года во время войны в Южной Осетии Лех Качиньский требовал изменить первоначальный маршрут и посадить самолет в Тбилиси, но командир экипажа Гжегож Петручук отказался выполнить президентский приказ и приземлился в азербайджанском аэропорту Гянджа. Впоследствии Гжегож Петручук был отстранен от полетов особой важности. По мнению эксперта по авиации доктора Томаша Шульца из Вроцлавского политехнического университета, тот случай мог сыграть существенную роль в катастрофе Ту-154, так как пилоту не хватило смелости отказаться выполнять приказ президента.

Комиссия государственной авиации по расследованию авиакатастроф МВД Польши признала причиной катастрофы ошибку экипажа, выделив в качестве фактора происшествия недостаточное аэронавигационное обеспечение полета со стороны диспетчеров аэродрома Смоленск-Северный, и указала на недостатки в техническом обеспечении аэродрома. Но уже в 2018 году выводы этой комиссии были аннулированы и было инициировано повторное расследование.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!