Происшествия

Поколение «Жесть», рождающее «школьных стрелков» – интервью с академиком Сандомирским

17 июня 2020, 16:47
Подросток
Цитата из х/ф «Класс» (реж. И. Рааг, 2007)
17 июня 2020, 16:47 — Общественная служба новостей — ОСН

Сотрудниками ФСБ 15 июня в Волгограде был задержан 14-летний мальчишка. У подростка был обнаружен целый боевой арсенал: холодное оружие, взрывное устройство почти два десятка бутылок с «коктейлем Молотова».

Причиной для задержания стало подозрение, что весь этот арсенал подросток мог использовать в школе. Там у него был застарелый конфликт с другим учащимся.

Этот случай заставил снова вспомнить о трагедиях, когда школьники, вооружившись до зубов, приходили в своё учебное заведение, где устраивали массовое убийство. Поэтому Общественная служба новостей обратилась к доктору психологических и кандидату медицинских наук, действительному члену Международной академии психологических наук, эксперту Координационного совета некоммерческих организаций России Марку Сандомирскому.

Вот что нам рассказал эксперт.

Марк Сандомирский
Марк Сандомирский. Фото: Сандомирский.рф

Массовые убийства как расширенный суицид

Хотя внешне можно найти некоторые черты сходства в подготовке волгоградского подростка к совершению агрессивных действий с давней трагедией, которая произошла в американской школе «Колумбайн», на самом деле нужно говорить о более глубоких причинах, которые за этим стоят, помимо подросткового подражания.

За трагедией «Колумбайнов» стоит проблема большая, чем подростковое подражание

И наиболее важная проблема – это недостаточная психологическая культура населения в нашей стране. Следствием этого оказывается непонимание как молодыми людьми, так и окружающими их близкими того, что происходит в случае психических нарушений.

«Школьные стрелки»

Наиболее известные трагедии, когда поведение подростков приводило к расстрелам или подобным трагедиям в духе «Колумбайна» – на самом деле, социально-опасные действия душевно больных людей.

Они совершают это по разным причинам. В первых рядах наличие эндогенного психического заболевания, либо расстройства личности. Результатом может становиться расширенный суицид. В подобных случаях человек убивает других людей, потому что на самом деле он сам пытается уйти из жизни. Но у него не достаёт смелости это действие совершить.

Ещё раз подчеркну: это поведение душевнобольных людей.

Или более мягкий диагноз, например, расстройство личности. Но это так же явно антисоциальное поведение будь то в школе или в ближайшем окружении.

Подросток себя ощущает подавленным, угнетённым вследствие того, что сверстники его превосходят, и он оказывается в их среде изгоем. Именно для того, чтобы избавиться от такой психологической стигматизации, он и совершает антисоциальные действия.

Подросток, ощущающий себя изгоем, может пойти на антисоциальные действия

К этому могут предрасполагать давление, негативная эмоциональная атмосфера в семье. Когда подросток не получает в семье эмоциональной поддержки, он выплёскивает свои конфликты на сверстников.

Поколение «Жесть»

Когда же мы читаем публикации в средствах массовой информации, то, как правило, это проблема освещается односторонне. Раздуваются нереальные или несуществующие опасности.

[irp posts=”68808″ name=”Одичание родителей порождает «школьных подрывников» – психолог”]

Понятно, что такие случаи, как «Колубайн» в Америке или расстрел в колледже в Керчи, они, на самом деле, очень редкие. А настоящую-то проблему представляют собой вполне обыденные ситуации роста агрессивного поведения подростков в своей среде.

Это отражение так называемого «синдрома поколения «Жесть».

На своём жаргоне подростки таким словом называют, с одной стороны «жестокость». С другой стороны, в их представлениях, это превосходная оценка: «Жесть» – это значит «круто», «замечательно».

Этот феномен агрессивного поведения подростков и молодёжи был описан ещё в 2000-х годах. И это отражение массовых социальных стрессов и кризиса семьи – того, что происходило в нашей стране давно, в годы так называемой «Перестройки», и в так называемые «90-е годы».

Слово «Жесть» в представлении подростков, это  значит «круто», «замечательно»

Тогда подростки, столкнувшиеся с трудностями, подвергавшиеся эмоциональной депривации или унижению в детстве, немного подросли, они стали проявлять агрессивное поведение по отношению к сверстникам.

Должен напомнить, что, вообще, год от года в нашей стране склонность населения к агрессии возрастает. Это общий тренд. Он свойственен для большинства развитых стран.

[irp posts=”68974″ name=”«Может, это будущий великий химик» – психолог о подростке с коктейлями Молотова, задержанном ФСБ”]

Феномен поколения «Жесть» подробно изучался в совместных российско-украинских исследованиях. Этому посвящён публицистический документальный фильм под названием «Ген жестокости», его легко можно найти в ютьюбе. 15 лет назад я там был консультантом.

Эмоциональная незрелость

Может возникнуть ошибочное мнение, что причину надо искать в последствиях кратковременной социальной изоляции и не только в стрессе, связанном с ЕГЭ. Благодаря дистанционному формату это, наоборот, протекает мягче.

Проблема в том, что подростки сегодня в больше степени характеризуются эмоциональной незрелостью. Они не умеют урегулировать конфликты со сверстниками.

Это называется «нарушение эмоционального интеллекта».

Чего сегодняшним подросткам не хватает: они просто не умеют урегулировать конфликты без демонстрации агрессии. Они даже не умеют, зачастую, нормально общаться в своей среде.

Сегодня подростки не умеют урегулировать конфликты со сверстниками. Это «нарушение эмоционального интеллекта»

И это как раз проблема психологической культуры нашего общества в целом.

Да, естественно, у подростков есть возрастные кризисы. Они связаны и с социальным взрослением, и с гормональными возрастными кризисами. Подростки в большей мере проявляют эмоциональную нестабильность и не умеют с этим справляться.

Есть ли выход?

Что же можно сделать для профилактики таких проблем?

[irp posts=”69573″ name=”«От неустроенности к расчеловечиванию. Откуда берутся «школьные стрелки»”]

Во-первых, разнообразные социальные проекты, призванные обучать подростков эмоциональному интеллекту – не теоретически, а практическим способом.

Во-вторых, проекты, в которых целью ставится улучшение взаимопонимания между поколениями: подростками и их родителями.

Наиболее важным практическим моментом в этом подходе является обучение подростков способам самостоятельного снятия эмоционального напряжения — релаксации. Это детально разработано в многочисленных вариантах современной практической психологии. Но личностное формирование современных подростков происходит в техногенной среде. Они общаются друг с другом опосредовано, без живых контактов. Поэтому навыков релаксации они лишены, от чего сами же и страдают.

Психологическая помощь подросткам в формате просвещения psychoeducation (порой вместе со взрослыми) может осуществляться как в тренингах (онлайн и офлайн), так и популяризацией видеоконтента (например, в ютьюбе).




Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments