test

Происшествия

Экс-замминистра и авиаэксперт назвали причины частых авиакрушений в России

24 сентября 2021, 19:57
24 сентября 2021, 19:57 — Общественная служба новостей — ОСН

Сразу после крушения самолета Ан-26 в Хабаровском крае последовала другая авария – упал вертолёт Ка-27 на Камчатке. Результат в обоих случаях – гибель всех, кто был на борту.

Частота подобных случаев заставляет ряд экспертов говорить о том, что советская техника, применяющаяся в России, слишком устарела, а современные образцы нашего производства вызывают вопросы в плане качестве. Кто-то с этим не согласен – например, заслуженный пилот СССР, бывший замминистра гражданской авиации СССР Олег Смирнов уверен, что «у любой аварии есть человеческое лицо»:

«Не надо торопиться привязывать технику к этим событиям. Как вы правильно отметили, у нас самолётопад в этом году. Вот если взять три подряд – и Камчатку (Ан-26, старый самолет), Иркутск (L-410, старый самолёт), Хабаровск (Ан-26) – ни в одной из этих катастроф к технике никаких вопросов нет. Не торопитесь привязывать технику. Каждое событие имеет своё лицо, что называется, своих родителей».

Другой точки зрения придерживается эксперт по военной авиации Вадим Лукашевич. Он не сомневается – авиапарк нашей страны критически устарел морально.

«Когда Ан-26 исчез с экрана, ещё не было никакого официального подтверждения, эксперты и люди, которые близки к авиации, высказывали именно эту точку зрения, что, скорее всего, всё кончилось трагически. И сразу появились такие сообщения, что самолёт старый, это и повлияло, и так далее. Ну, во-первых, самолет должен нормально обслуживаться, проходить капитальный ремонт, проходить межремонтное обслуживание, предполетный осмотр, снабжаться нормальными, а не контрафактными запчастями. Есть, разумеется, и естественное старение. Это коррозия металлических элементов и конструкций, это окисление электропроводки, это старение различного рода неметаллов – пластика, герметика, уплотнений различных, резиновых прокладок и так далее. Сейчас появилась интересная публикация Александр Книвеля, последнего в действительности главы департамента авиации в Минтрансе. И он в этой публикации говорит, что самолёты старые, на самом деле старые. И он об этом говорит следующим образом: вот самолёт, который разбился – Ан-26 последний – ему более 40 лет. На тот момент, когда он создавался, он отвечал тем требованиям, требованиям сорокалетней давности. И когда мы говорим, что он отвечает нормам лётной годности – да, нормам сорокалетней давности. За 40 лет нормы лётной годности менялись. Авиация развивается, меняются условия, появляются новые возможности, и нормы меняются. И Ан-26 разработан 40 лет назад, но проектировался-то он на базе Ан-24, который создавался ещё раньше. Вот мне сейчас 58 лет. Так вот Ан-24 появился раньше, чем я родился. И на тот момент нормы лётной годности как документ, как основа пригодности всех летальных аппаратов, они ещё только создавались. И поэтому да, самолёт хороший, да, самолёт может сейчас летать, но современные требования – допустим, предупреждение пилотов о близости земли, система TAWS – её там нет. Соответственно, лётчики летают на небольшой высоте, в очень сложном рельефе, в местности, которая не обжита, скажем так. Дальний Восток, Камчатка, Хабаровский край, Приморье – это регионы, где очень быстро меняются погодные условия. То есть ты получил прогноз погоды, ты вылетел, через полчаса прилетаешь – и там всё уже иначе.  Туман, какие-то другие атмосферные образования, и прочее. В этой ситуации, конечно, проводить полёты на самолёте, на котором нет системы предупреждения столкновения с землей – ну это не сказать безрассудство, но это уже не отвечает современным требованиям безопасности. В той же публикации говорится, например, что на последнем Airbus A350 стоит уже система предотвращения столкновения с землей. То есть не просто предупреждение экипажу «бери штурвал на себя, потому что препятствие», а самолёт автоматически набирает высоту и уходит от препятствия. Это уже похоже на современные крылатые ракеты, летящие на малой высоте с огибанием профиля препятствий.

Лукашевич резюмирует – львиная доля нашего авиапарка устарела  и её необходимо заменять.

«Есть физическое старение, которое можно предотвратить ремонтами, обслуживанием и тому подобным. Но есть моральное старение. Вот вся наша техника, кругом эксплуатирующаяся – всякие вертолёты Ми-8, самолеты Ан-26 – она морально устарела. И если бы не было новых самолетов, мы бы говорили «ну вот несчастный случай, ну не повезло». Но когда есть зарубежные аналоги или новые системы, которыми оборудуются новые самолёты – вот новый самолёт в этих же условиях может и не потерпел бы эту катастрофу. Да, можно говорить, что не надо было летать в условиях плохой погоды, и прочее, и прочее, но извините меня – авиации более ста лет. А погода не всегда хорошая. Поэтому, вне зависимости от технического состояния нашего парка, он в значительной степени устарел морально».

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!