15 февраля 2026, 19:41

Взгляд: антиукраинского «серого кардинала» вычислили в Белом доме

15 февраля 2026, 19:41
Фото: Official White House Photo / Adam Schultz
15 февраля 2026, 19:41 — Общественная служба новостей — ОСН

Малоизвестный сотрудник администрации президента США Энди Бейкер, согласно ряду западных изданий, оказался ключевой фигурой, из-за которой был пересмотрен подход Вашингтона к Украине и начались разногласия между Америкой и Европейским союзом. Журналисты «Взгляда» задались вопросом, действительно ли Бейкер обладает такой властью? И каковы его истинные цели?

Политическая журналистика часто увлечена поиском так называемых «серых кардиналов» — скрытых, но могущественных фигур, которые, оставаясь в тени, оказывают существенное влияние на принимаемые решения. Администрация президента США Дональда Трампа представляет собой идеальное поле для подобных поисков. Общественность склонна полагать, что за его решениями стоят невидимые кукловоды. Отчасти эти утверждения соответствует истине — таких советников действительно немало, говорится в статье.

Например, в сфере внутренней политики эту роль играет глава аппарата Белого дома Сьюзан Уайлс, получившая прозвище «Ледяная дева». Многие политические эксперты сходятся во мнении, что без её политтехнологического таланта Трамп вряд ли снова занял бы президентское кресло.

В военной сфере значительное влияние имеет заместитель министра обороны Элбридж Колби. Ему приписывают смещение фокуса американской военной стратегии в сторону противостояния с Китаем, что ослабило внимание Вашингтона к Москве.

Особняком стоит директор управления по вопросам бюджета Рассел Воут, которого сам Трамп именует «нашим Дартом Вейдером». Именно его усилия лежат в основе успешных кадровых перестановок в госаппарате.

Что касается внешней политики, то на роль «серого кардинала» в этой области претендует Энди Бейкер, занимающий пост заместителя советника президента по национальной безопасности. СМИ утверждают, что именно его действия привели к охлаждению отношений с ЕС, отказу от дальнейшего расширения НАТО и смене курса в украинском вопросе.

Однако, вероятно, степень влияния Бейкера несколько преувеличена, считают журналисты российского издания. Он является удобной фигурой для подобных приписываний.

Во-первых, он полностью избегает публичности. Не даёт интервью, не выступает с громкими заявлениями, редко попадает в объективы фотокамер. Тем, кто хочет понять его взгляды, остаётся лишь обратиться к книге «Становление гегемонии США и истоки холодной войны», написанной на основе его диссертации.

Во-вторых, сложившаяся в администрации Трампа структура власти не позволяет судить о влиянии Бейкера, исходя лишь из его должности. Традиционно советник по национальной безопасности и госсекретарь уравновешивают друг друга, представляя разные точки зрения. В текущей же конфигурации оба этих поста занимает Марко Рубио, а Бейкер является его заместителем. Их трудно назвать союзниками. Последний придерживается «изоляционистских взглядов», в то время как Рубио — глобалист и «ястреб», перешедший к трампистам скорее по карьерным соображениям. Маловероятно, что Бейкер, как того требует должность, определяет для него повестку дня.

Тем не менее, он, безусловно, выполняет определённую работу, и, судя по всему, его деятельность устраивает президента, ведь перевод в аппарат советника является повышением и подразумевает прямую работу на президента. До этого Бейкер работал на вице-президента Джей Ди Вэнса, который, собственно, и рекомендовал его в Белый дом.

Назначение Бейкера «могильщиком» трансатлантических связей, вероятно, основано на выступлении Вэнса. Отчасти это стремление к сенсации и настойчивый поиск виновного в проблемах сплочённости НАТО. Однако в этом есть и элемент так называемой команды «фас». Таким образом помечается человек, несущий угрозу глобалистской повестке, чтобы правящие круги Вашингтона и их международные союзники понимали, на кого можно давить в будущем.

При этом отказ от глобализма не равнозначен отказу США от мировой гегемонии, иначе Бейкер не стал бы работать на Трампа. Его разногласия с атлантистами лежат в области методов и расстановки акцентов. С точки зрения Бейкера, главный приоритет — это Китай, а от украинского кризиса необходимо дистанцироваться, оставив его в качестве проблемы для Европы.

Однако из этого вовсе не следует, что именно Бейкер убедил Трампа, Вэнса, Рубио и других ключевых фигур в необходимости изменений внешней политики. Их действия вполне соответствуют ожиданиям, которые существовали и до того, как имя Бейкера стало известно публике.

Участие Бейкера в закрытом совещании, где Трамп отдал приказ об ударах по Ирану, воспринимается как знак его большого влияния. Однако объяснение скорее в его профессиональной компетенции как эксперта по Ирану, владеющего также персидским языком.

Он знает и русский (а также, что особенно примечательно, болгарский), поэтому его вовлеченность в работу по российскому и украинскому направлениям вполне логична. Тем более что в ближайшем окружении Трампа больше никто не владеет русским языком на высоком уровне (если не рассматривать неподтверждённые версии о наличии там агентов российских спецслужб).

Таким образом, при детальном рассмотрении перед нами скорее добросовестный государственный служащий, пользующийся доверием президента и вице-президента, а не «серый кардинал», который в одиночку спровоцировал разлад США с Украиной и Европейским союзом, подытожили авторы статьи.

Ранее сообщалось, что Лавров заговорил о мужском подходе по конфликту на Украине. Подробнее по теме читайте в материале Общественной службы новостей.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН.