test

Политика

Электронное голосование не подходит для выборов в Госдуму. Интервью с политологом РГГУ

30 июня 2020, 22:28
Сама референдум, предложенный президентом для легитимации поправок – новая для России форма
30 июня 2020, 22:28 — Общественная служба новостей — ОСН

Голосование по поправкам, внесённым в Конституцию РФ, проводится в очень непривычной форме. Избирательные участки, где граждане могут выразить свою волю, начали работать за несколько дней до официальной даты голосования.

Все предварительные дни активно проводится голосование на дому. К тому же в двух регионах проходит тестирование электронной формы голосования. Люди могут выразить своё мнение, в любое время вообще не посещая избирательный участок.

Чтобы понять, насколько можно говорить об успешности такого подхода (или, наоборот, о явном его провале) мы обратились к доценту кафедры теоретической и прикладной политологии факультета истории, политологии и права РГГУ, эксперту Координационного совета некоммерческих организаций России Сергею Бойко.

Вот что он нам рассказал.

Сергей Бойко
Сергей Бойко. Фото: otr-online.ru

Новое слово

«Первое. Это не совсем голосование, это – референдум по изменениям в Конституции. Фактически, речь идёт о доверии и их принятии прямым голосованием населения.

Всенародное голосование должно усилить легитимность принимаемых поправок в Конституции

blockquote

Второе. Такое мероприятие, которое сейчас проводится, не прописано ни в каком законодательстве, ни в каком законе. Потому что наше современное законодательство для внесения изменений в Конституции не предусматривает прямого референдума и участия населения в высказывании своего мнения. Это, делается в другой форме: голосуют депутаты.

А такой вариант – это, фактически, было предложение президента Владимира Путина: провести такую процедуру. Она нужен для того, чтобы усилить легитимность принимаемых поправок. Не легальность юридическую, а легитимность в глазах народа. Это фактически прямое обращение к гражданам».

(прим. ред. Легитимность – убеждённость народа в том, что какое-то явление имеет право на существование. Нередко путается с легальностью, то есть соответствием писанному закону).

Электронное и обычное голосование

«В том, что сейчас происходит, стоит выделить два момента.

Во-первых, коронавирус. На мой взгляд такое растянутое во времени голосование создаёт максимально возможные условия, чтобы люди не пересекались друг с другом на избирательных участках.

Мне, как политологу и преподавателю, важно было «пощупать» ситуацию

blockquote

Второе. С учётом того, что у нас значительная часть молодых граждан (скажем, до 40 лет) являются активными пользователями компьютеров, в Москве и Нижнем Новгороде было впервые попробовано электронное голосование.

Но я вам могу рассказать об этом на примере моей семьи. У меня жена взяла и проголосовала в электронном виде. Заранее зарегистрировалась и отдала голос. А я вчера ходил голосовать ногами. На тот участок, на котором я всегда голосую, по месту жительства.

[irp posts=”76701″ name=”IT-эксперт: онлайн-голосование прошло без неполадок и накруток”]

Я это сделал специально, чтобы своими глазами посмотреть, как это происходит. Мне, как политологу и преподавателю, важно было посмотреть и увидеть разницу, «пощупать» ситуацию.

При получении своего бюллетеня я обратил внимание, что моя жена уже отмечена, как проголосовавшая в электронном виде. Я же проголосовал как обычно: предъявил паспорт, получил бюллетень, поставил галочку, где считаю нужным, опустил в урну.

Когда я уже ушёл, навстречу мне шла женщина лет 50, которая явно направлялась к участку для голосования. То есть даже не смотря на понедельник и рабочий день, люди идут потихоньку».

Электронное голосование – это интересный опыт

«Пандемическая ситуация такая какая она есть. Поэтому я хочу сказать моё мнение: считаю правильным, что сделали разбивку на пять дней. Я считаю правильным, что сделали электронное голосование.

С сомнением к отношусь электронной форме голосования, слишком много желающих вмешаться в результаты

blockquote

Необходимо отметить слабую подготовку тех, кто организует электронное голосование. Так, например, за несколько дней назад мне звонила молодая девушка, звала на выборы, но даже не смогла подсказать, где находится мой избирательный участок. Только через несколько дней, её коллега при повторном звонке сумел назвать адрес участка, где я голосую всю сознательную жизнь.

[irp posts=”62355″ name=”Цифровизация ещё никого не убила: интервью с Германом Клименко о росте отрасли на фоне кризиса”]

Лично я с большим сомнением к отношусь электронной форме, потому что слишком много желающих вмешаться в результаты. И слишком много среди них талантливой, извините, сволочи. И не только у нас в стране. Поэтому электронное голосование – это сомнительное удовольствие.

На выборах в Государственную Думу или на выборах в местные органы власти я бы поостерегся это делать. Потому что здесь, всё-таки, референдум, плюс-минус несколько процентов голосов никакой роли не сыграют.

Но когда будет идти борьба по одномандатным округам, где будут бороться персоналии, физические лица за, допустим, депутатское кресло или место в заксобрании какого-то региона – тогда каждый голос может быть важен».

Агитация

«Я преподаватель, мы не занимаемся пропагандой. И законом запрещено, и сами мы не хотим этого делать. Но студенты-то, так или иначе, высказываются. И вживую и посредством интернета.

По моим наблюдениям, большинство студентов поддерживает основную массу поправок

blockquote

По моим наблюдениям, большинство студентов так или иначе поддерживает основную массу поправок. Особенно ту, которая касается мысли «Хватит преклоняться перед западом».

У меня это, честно говоря, даже вызвало удивление. Потому что многие годы молодым людям внушали, что «У Них жизнь лучше. А мы лишь догоняем и всё догнать не можем».

[irp posts=”62863″ name=”После коронавируса США уже не сверхдержава? Интервью с академиком Фурсовым”]

Но события последних трёх месяцев многих убедили, что российская политическая система, какая бы она ни была, она достаточно устойчива. Боле того, она очень комфортная, по сравнению с тем, что происходит на Западе.

У нас другая психология. И наши дети не очень сильно отличаются от своих родителей, своих дедушек-бабушек. Мне многие студенты прямо говорили: «Мы не представляем, чтобы кто-то из нас целовал ботинки кому бы то ни было».

Опыт, который надо будет изучать

«То, что сейчас происходит – это законодательно не закреплённый референдум. Это опыт. Его результаты надо будет посмотреть и оценить.

Это первый опыт, когда по предложению президента проводится прямое волеизъявление по значимому вопросу. Это референдум, как в Швейцарии: федеральный закон значимого уровня выносится на прямой референдум. И если большинство граждан высказываются против – то он даже в первом чтении не рассматривается.

Для нас же это новая ситуация».

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!