Мнения

Управлять, это реализовать предвидение

Владимир ДУДКО
Дежурный адмирал ЦКП ВМФ (1985-1996), д.в.н, профессор
21 декабря 2020, 17:58
21 декабря 2020, 17:58 — Общественная служба новостей — ОСН

По итогам учений ВМФ в декабре 2020 года Владимир Путин призвал укрепить статус России как морской державы. В первую очередь Президент призвал работать над живучестью системы управления ядерными силами. По словам Президента, системы управления и носители должны обеспечить нанесение ответного ядерного удара, даже в случае нанесения невосполнимых потерь системам берегового базирования, связи и управления. В. Путин заявил, что системы управления ядерными силами должны быть простыми и надёжными, как автомат Калашникова.

Требования Президента должны быть внесены в положения доктрины и нашего стратегического планирования:

1. Основной задачей ВМФ должно быть предотвращение ведение войны на территории России и её стран-сателлитов и/или предотвращение нанесения ударов (ядерных в первую очередь) по ключевым объектам обороны и экономике.

2. Владение морем (Завоевание господства на море и морских коммуникациях) в готовности к упреждающему удару по центрам управления противника из прилегающим к ним районам.

3. Восстановление и развитие системы управления ВМФ, создание (восстановление) защищённых командных пунктов управления ВМФ, в первую очередь морских стратегических ядерных сил и дальней авиации, в том числе морского базирования, обеспеченных не уязвимыми для противника каналами управления и связи.

Основные участники учений «Северный флот» с 2021 года станет отдельной военно-административной единицей, как и Черноморский флот, входящий в состав военного округа. Крым и Севастополь включены в состав Южного военного округа. Границы Центрального и Восточного округов не изменились.

Сегодня в стране принята система управления войной, в которой управление флотом находится на последнем месте в общей структуре управления комплексом взаимосвязанных организационных управленческих структур, разнообразных технических сил и средств,  предназначенных и выполняемых Флотом. Отсутствует автономная система развёртываемых в определённом строго установленном месте систем прямого и ситуационного управления силами флота в мирное и военное время. Система должна включать органы прямого управления (командования и штабы), пункты управления, систему связи, систему автоматизации и систему ситуационного управления, а также ряд других специальных систем.

Система управления – система предвидения и реализации этого предвидения в интересах   государства. Система управления силами ВМФ обязана совершенствоваться в мирное время, не разделяя военное или не военное время, представляя в своей сути, в отличие от сухопутной, не изменяемую с началом войны совокупность управленческих решений и структур, средств и технических систем, созданных и действующих всегда в объёме решения задач по руководству ведения войны и руководству военным сектором экономики государства, задействованном в обеспечении флота, с привлечением  всех видов органов военного и государственного управления, включая систему высшего государственного военно-политического руководства, систему управления Министерства обороны, видов ВС. В этом существенное отличие ВМФ от других видов ВС РФ.

Система управления ВМФ, создаётся и отрабатывается в мирное время с учётом требований современной войны, исключая ее перестройку с началом войны. В то же время, система управления постоянно развивается и совершенствуется на новой организационной и технической базе, присущей ВМФ и не вовлекаемой в общую чуждую флоту систему управления армией (кроме резервирования и обеспечения живучести).

Система управления силами ВМФ России обязана включать в себя, через представителей: Президента РФ,  его аппарат, Совет безопасности РФ, комитеты по международным делам и по обороне Государственной Думы и Совета Федерации, Правительство РФ, министерство обороны, структуры руководства другими силовыми ведомствами и оборонными отраслями промышленности, соответствующие пункты управления и системы связи.

Какие формы управления флотом сегодня будут востребованы.

Сегодня время, предназначенное для развития системы управления флотом, сжато без остатка. В условиях полной гласности и безалаберности прошлых лет флот не оставил для себя ничего, что было-бы не известно нашему вероятному и не вероятному противнику.

Чтобы управлять, флоту нужно иметь замысел, доктрину и стратегию не подверженную коррозии времени и не обложенную догмами прошлых воевод, лишённую безоглядного безразличия нынешнего управления, но рождённую в лучах будущего.

Историческая тайна победителя заключается в его умении (даре) Предвидения, а Предвидение выражается в его Замысле.  А замысел лежит в основе управления и реализуется Замысел через Решение. Решение  – основа управления. Выполнение Решения обеспечивает Управление операцией, флотом, кораблём. Решение –  путь к достижению цели – разработка и формирование условий для победы или выполнения иной задачи, поставленной командиру. Итог Управление это достижение поставленной задачи всеми доступными средствами, в основе управления лежит цель и предусмотренные действия командира, связанные с ведением войны или боевых действий для достижения этой цели. Достижение цели обуславливает требования к управлению флотом (силами) и его содержание, соблюдение основ, условий и принципов управления флотом.

Управление флотами и кораблями.

Сама теория и практика управления требует другого объёма статьи, как особый вид управления, а вот как пример этого механизма, заслуживает внимания раздел Управление подводными лодками, перед которыми стоят стратегические задачи.

Необходимо перевернуть пирамиду управления и понять, что успех в море достигается действиями командиров подводных лодок и надводных кораблей. В данном случае следует различать цели управления: успех, разгром и поражение. Успех наиболее качественная победа, достигнутая минимальными усилиями, разрушениями и жертвами. Сегодня следует изменить принципы управления, заложенные в управление лодками в годы второй мировой войны, и даже конца прошлого века, лодки сегодня значительно мощнее и даже многоцелевые лодки решают оперативно-стратегические задачи. Основой любого управления является решение командира, которое должно  поступить на корабль и запустить процесс по планированию боевых действий и организации подготовки корабля к выходу в море, к боевым действиям лодок находящихся в море. При ведении боевых действий подводными лодками, не обязательно штаб будет постоянно получать сведения об изменениях обстановки от командира лодки, а вот ситуацию на театре военных действий и сведения о состоянии самих районов БД подводных лодок, командование обязано передать на ПЛ в виде основания (матрицы), ситуационного управления по которому командир примет решение, и реализует  дальнейшие действия. Наличие органа управления подводными лодками, потребуют на пунктах управления опытных командиров и штабных офицеров, прошедших большую службу на ПЛ, имеющих знания, образование и обязательно штабную подготовку, способную обеспечить управление – разработку решения командира для реализации поставленной ему задачи, именно каждой лодке на текущий бой или операцию.

В организационно-техническом плане управление лодками (кораблями и соединениями) должно быть  представлено системой управления, которая состоит из взаимосвязанных органов управления, пунктов управления и средств управления (средства обмена информацией (в т.ч. связи) и автоматизированные системы управления). В сущности, все вопросы по управлению в организационно-техническом плане целиком должны быть возложены на флот, который должен осуществлять постоянную связь командиров и штабов с кораблями в море, учитывая сложные графики сеансов связи и задачи превентивного применения сил. Саму систему обмена информацией (связи) с подводными лодками, где продолжительность самого сеанса может быть от 0,023 сек. до 1,5-2 мин – самое большое, формируют штабы, в виде модели управления для каждой лодки, проходящей на всех уровнях. Штабам придаются или создаются штатные специальные формирования, которые обеспечивают разработку предрешений командира и все виды информационного обеспечения кораблей в море (связи) с выше и ниже стоящими штабами.

Принимая во внимание, что война не заканчивается с первой операцией флота, штатные подразделения управления присутствуют в штате всех типов формирований ВМФ, в которых есть подводные лодки, начиная от наинизшего тактического уровня. С повышением уровня формирования, характерно укрупнение средств информационного обмена и связи при штабе (либо увеличение их количества) обеспечивающих управление с вышестоящими штабами и собственными подчинёнными силами.

Как развивать систему управления.

Управлять, это не только предвидеть. Предвидение как качество личности играет первейшую роль при перспективном планировании и выводах из оценки обстановки, дальше вступает в действие другие возможности и способности человека. Тем не менее, многие относят предвидение к футурологии, шаманству, чуть ли не к колдовству, на самом деле предвидение  –  способность предвидеть, моделировать, предсказывать наступление событий, располагая специальными знанием и опытом, научно обоснованно предполагать заранее, наперёд, что должно произойти; предугадывать на основании практики и опыта, изучения фактов, текущих данных делать верный вывод о перспективах развития событий и направлении развития, о возможности наступления наиболее вероятных событий.

Предвидение – такая способность человека, которая возникает как догадка, как следствие  мудрости. Моделируя процессы управления будущих событий, Главком, исходя из стоящей задачи, творит модель зрелого Замысла, реализуя свой дар видеть в решении причинно-следственных связей настоящего то, что должно произойти в будущем. Предвидение непосредственно связано с интеллектом, а кроме того интеллект – когнитивные способности, память, речь, способность мыслить, приспосабливаться к окружающей среде, изменять ее решать задачи в долгосрочной перспективе – то есть планировать и двигаться к цели, а также просчитывать последствия предпринимаемых действий.

Способности предвидения не возникают у множества людей, это, как правило, дар, возникающий на основании очень глубоких знаний предмета, освобождённого от обременений посредственных решений принимаемых не компетентными (не профильными членами военного совета)  военноначальниками.  Военно-морской флот РФ — это, как минимум самостоятельная организация, действующая во взаимодействии с государственными и военными формированиями страны, вооружёнными силами, силовыми структурами,  имеющая свою систему боевого управления.

Замысел – способность на основании предвидения, сформулировать главную идею, определяющую пути выполнения поставленной боевой задачи, основная содержательная часть и суть решения на операцию, бой, построение и боевой порядок, направления ударов, районы сосредоточения сил, способы разгрома противника, маскировка, скрытность, обман и т.д.  Решение не возникает ни откуда, только хорошо выстроенная и должным образом организованная система управления является не только неотъемлемой частью любой организованной военной силы, но и теоретической основой подготовки управленцев высшего звена, формируя, таким образом, практический стержень на котором держится военная сила управления.

Где заложены основы системы управления.

Возлагая на флот задачи защиты государства,  система управления должна предвидеть основы победоносной войны, формирование межфлотских группировок (например, в Тихом океане, Средиземном море) и больше того базирование за рубежом (Куба и др.), самостоятельное выполнение флотом боевых задач в мировом океане. Адмирал Ушаков ни разу не ступив на берег неприятеля, сумел защитить полмира от агрессии. Эти задачи можно будет решать, если обеспечить флоту Морской Генеральный штаб и полноценное военное управление. И вот тут следует вспомнить японский послевоенный опыт сохранения ими флота.

В Статье 9 Послевоенной Конституции записано, что «…Японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооружённой силы как средства разрешения международных споров». С 3 мая 1947 года, поправки не вносились. Не смотря на то, что государство отказалось от права вести войну и иметь вооружённые силы, Япония де-факто сохранила флот. Япония, что важно, даже не имея плавсостава, сохранила – морской интеллект государства – Генеральный штаб,  способность к логическому и абстрактному мышлению, анализу и рассуждениям, поиску связей и закономерностей, обучаемости, быстрому восприятию информации и, самое главное, к решению военно-морских задач, абсолютно всего, что востребовано развитием флота для обороны и ведения войны на море и главное систему управления Морского Генерального штаба.

Когда через 20 лет они построили флот, им не пришлось заново создавать систему управления. Их деятельность оказалась только формально ограничена конституцией. Что бы построить флот обучить и набрать матросов нужно три года, чтобы создать Морской Генеральный штаб, нужна история государства.

Вот это и есть  Предвидение, способность настоящей национальной элиты прозорливо догадываться, как из ростков настоящего вырастет зрелое будущее. Усилием ангажированных реформаторов была разрушена, пока не уничтожена, разрушена система боевого управления флотом. Нет единого командования, способного правильно и грамотно увязать действия флотов друг с другом и с развёрнутыми где-то на удалении от берегов России военно-морскими группировками. И вообще флота как единого организма нет.

Нет никаких сомнений в том, что сухопутные генералы знают своё дело. Но могут ли они ставить задачи тем военно-морским соединениям, которые им подчинены? Понимают ли они как возможности ВМФ, так и пределы этих возможностей? Смогут ли они предвидеть ход истории и войны? С другой стороны, нужно ли адмиралу Евменову планировать оборону или наступления 14-го корпуса? Нет, его задача предотвратить появление врага на территории России, так развернуть свои силы, в море, что бы у врага даже мысли такой не возникло. Вот его стратегическая задача, дело его жизни, как Главкома. Спросите его, «Решит он эту задачу,- и ответьте,– ?», понимая это, он не может не осознавать свою историческую миссию, как Главнокомандующий. Решив задачу флота, мы избавляем армию от кровопролития, а страну от разрушений.

Что делать?

Опыт Великой Отечественной войны и новейшая история говорит нам о том же, что будь у флота начиная с 1905 года, более самостоятельное руководство, он смог бы добиться для страны большего.

Как разделить задачи армии и флота, и возможно ли их подчинить одной Доктрине.

Поверхностные знания человека заставляют реагировать на события и ситуацию спонтанно, принимать и списывать все на его Величество Случай, такой человек и что самое опасное военноначальник, реагирует на последствия происходящего, на состоявшееся событие, устраняет нанесённые разрушения и такая реакция воспитывалась в армии.  Мы и сегодня в военной доктрине твердим о не нападении, твердим об отражении нападения. А следует разделить стратегию (Доктрину),  доктрины морскую и сухопутную. Кому хочется, могут иметь одну государственную доктрину, но оставьте задачу ответного удара для армии, это правильно, а наступательную для флота. Армия должна начинать действовать тогда, когда флот не остановил агрессора, не предупредил вторжение. Дайте возможность флоту развивать стратегию принуждения к миру, развивать Доктрину ведения войны на море с базированием флота в портах иностранных государств, использовать систему превентивного подавления агрессивных намерений вероятного и не вероятного противника. Это может сделать только флот, находясь в зонах конфликта (предупреждения агрессии), осуществлять своим присутствием  принудительное перемирие. Что допустимо для флота недопустимо для армии.       На танке с дружеским визитом в другую страну не поедешь. Сегодня флот нуждается в своей доктрине, как инструменте государственной политики. Задача флота не допустить войны на территории России.  Наличие ракетно-ядерного броненосного флота на Балтике у любой европейской страны отобьёт желание нападать на Россию. На Балтике флоту не потребуются авианосцы, но подводные лодки и броненосцы с системой противоракетной защиты, ракетно-ядерным оружием, простреливающем всю Европу, смогут решать задачи принуждения к миру намного эффективнее, чем нынешние жестяные корабли и армейские части вдоль границы.

Если человек страдает гордыней власти и властолюбия, то он не осознает значимости талантливого управления, преимущества человека, способного лучше него выполнить обязанность лидера, тогда он не сможет отчётливо увидеть, как люди будущего будут относиться  к его деятельности. Первый став вторым теряет свой талант. Управление – это когда могучий разум предвосхищает события во всей их полноте и размахе. Гордыня и ограниченный кругозор, не позволяет предвидеть, а демонстрация власти вовсе игра недалёкого ума. Если капитан парусника предвидит только ясную погоду, то в шторм он погибнет.




Самое интересное:

| | | | |