Мнения

Теракт в Нотр-Дам-де-Нис – это последствия гипер-секуляризации

Роман Лункин
Роман ЛУНКИН
доктор политических наук, кандидат философских наук, эксперт КС НКОРоман Лункин.
30 октября 2020, 23:00
30 октября 2020, 23:00 — Общественная служба новостей — ОСН

Теракты сотрясают Францию. Не потрясённая только начала приходить в себя после смерти учителя, который демонстрировал карикатуры на пророка Мухамеда, и за это был обезглавлен экзальтированным исламистом. И вот уже новый теракт: мужчина убивает трёх прихожан в храм Ниццы во время богослужения.

Почему эти кровавые происшествия наваливаются на Францию, является ли это случайными событиями или следствием системных проблем – об этом мнение доктора политических наук, кандидата философских наук, эксперта Координационного совета некоммерческих организаций России Романа Лункина.

Франция – не Россия

Безусловно, в России ситуация в этой сфере довольно стабильна. Хотя с 90-х годов помимо традиционного ислама существовало много радикальных групп, которые использовали исламские идеи и, можно сказать, паразитировали на них. Но ситуация эффективно и кардинально была изменена к лучшему.

То же, что происходит в Европе – это давний, продолжающийся конфликт между религией и либеральным секулярным обществом. И сейчас произошло обострение во Франции, потому что эта страна является, скажем так, особо светским государством.

Франция – символ секуляризма

Она не является самой без-религиозной страной в Европе. Например, в Чехии значительно больше людей, не относящих себя ни к одной конфессии. Но Франция наиболее ярко и прямо артикулирует принципы светскости, светского государства.

В Франции есть закон, что в публичных местах, на рабочих местах (в том числе, в школах, в вузах) нельзя демонстрировать религиозную символику любых направлений. Будь вы христианин или буддист, вы всё равно не можете демонстрировать символы совей религии.

Франция также прославилась законом о запрете ношения хиджабов в публичных местах.

То есть Франция стала своеобразным символом вытеснения религии из публичной сферы. Поэтому в глазах многих религиозных фундаменталистов, она превратилась в страну, которая борется с религией вообще.

Макрон – духовный лидер секуляризма

И здесь нельзя сказать, что Макрон виноват, но его речь об исламском сепаратизме, она многих заставила задуматься о том, в каком европейском обществе они живут. А эти размышления заставили их выйти на уличные протесты против власти.

Макрон достаточно радикально выразил идеи именно светского либерального секуляризма, когда заявил о довольно противоречивой вещи. Можно даже сказать «антирелигиозной». Сами посудите: светский деятель, он собирается создать некий свой карманный ислам, французский, просвещённый и вместо того, который есть.

Должен ли, вообще, светский деятель вмешиваться в такие проблемы?

Ещё один важный момент: декларация свободы слова, прозвучавшая в речи Макрона. Для мусульман она во многом ассоциируется со свободой оскорбления. Хотя подлинная свобода слова вообще не подразумевает оскорбление. Классический либерализм заключается в том, что твоя свобода ограничена свободой другого человека, его интересами, его «священным камнями».

А тут, практически, прямо провозглашается отход от этого принципа сдержанности и уважения. Конечно, это вызвало реакцию. Но, опять же, подчёркиваю, это совсем не конфликт ислама и христианства. Это конфликт двух радикализмов: религиозно окрашенного и либерально-секулярного.

А в это время в России

Макрон, провозглашая курс на создание «просвещённого ислама» не учёл реакцию, которую вызовут такие планы. И в данном случае Франции, безусловно, пригодился бы опыт России. У нас представители власти тоже говорят, что необходимо поддерживать традиционный ислам.

Но при этом у российской власти есть чёткое понимание, где традиционный ислам, а где радикальный, который лидеры традиционного исламам даже «исламом» предпочитают не называть.

С представителями традиционного ислама постоянно ведётся диалог. Но помимо разговоров есть и законодательные инструменты. Это и закон «О противодействии экстремистской деятельности» и список экстремистской литературы.

Конечно, эти законы иногда по-разному используются, но надо признать, что только этот комплекс мер (диалог-различение-законодательство) даёт результат.

А если просто в воздух заявлять, что ты создашь ислам, какой тебе нравится – это производит вот такой эффект, который мы можем видеть сегодня в Ницце. Безответственность всегда приводит трагичным последствиям.




Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments