test

Мнения

Иван Стародубцев: Революционность – турецкая национальная идея

Иван СТАРОДУБЦЕВ
руководитель российско-турецкой Ассоциации проектного развития TUR RUS, журналист, эксперт КС НКО
7 ноября 2020, 18:04
7 ноября 2020, 18:04 — Общественная служба новостей — ОСН

В последние недели Турция стала значительно более частым персонажем новостных лент. Во многом это связано с двумя горячими процессами: возобновившейся «горячей» войной в Нагорном Карабахе и неожиданной вспышкой терроризма в Европе и крайне спорной реакцией не это французских властей.

Что это: случайная информационная волна, которая пройдёт очень скоро? Или полноценный прилив новой реальности, в которой Турция – серьёзный и активный игрок? Об этом в своём мнении рассказал руководитель российско-турецкой Ассоциации проектного развития TUR RUS, автор ТГК «Турция – это», эксперт Координационного совета некоммерческих организаций Иван Стародубцев.

Революционная страна

Современная Турция позиционирует себе как «революционную страну».

К примеру, зять президента Эрдогана – министр Казначейства и финансов Берат Албайрак в публичных выступлениях называет Турцию «одной из революционных стран», которая бросает вызов «этой несправедливой системе».

В стране постоянно слышится, что Турция – на стороне «обиженных и угнетенных». Страны третьего мира, как исламские, так и нет (к примеру, в Африке) – это турецкий приоритет. Достаточно посмотреть на динамику открытия новых зарубежных диппредставительств, направлений авиационных перелетов, реализации гуманитарных проектов, развития экспорта и проч.

«Революционная» Турция, действительно, работает в рамках национальной «революционной» идеи. В чем же состоит «революционность» по-турецки?

Претензии на роль одного из мировых арбитров

«Мир – больше пяти» – главный слоган нынешнего турецкого руководства, означающий то, что ООН и СБ ООН нуждаются в кардинальном реформировании.

Турция отстаивает идею о том, что пять государств – постоянных членов СБ ООН, не могут определять судьбы всего остального, изменившегося, мира.

Антиимпериализм

Тезис об «империализме» ведущих государств мира, включая США, ЕС, Китай и Россию регулярно звучит от турецкого руководства.

Турция позиционирует себя в качестве «сильного государства», стоящего на принципиально иных позициях, не исповедуя того самого «империализма».

К тезису об «империализме» добавляется ещё идея о «неоколониализме» отдельных государств мира. Наиболее часто его можно слышать применительно ко Франции и её деятельности в Африке. Подчеркивается, что, когда сегодня Турция идет в Африку, в отличие от «империалистических хищников», она делает это, исходя из взаимовыгодного принципа сотрудничества «win – win».

Турция – защитница ислама во всём мире

Важный тезис турецкого руководства заключается в том, что на протяжении долгих лет исламский мир угнетался и разделялся колониалистами и империалистами, которые «разделяли и властвовали» на Ближнем Востоке. Ими же принижается и наследие исламского мира, который преподносится как архаичный. Маргинализируется самобытная и богатая культура исламских стран.

Здесь же – и корни «исламофобии» на Западе, который “перманентно болен” правыми настроениями и расизмом, породившими германский фашизм.

Турция претендует на то, чтобы вести учет проявлений «исламофобии» и выступать по их делам верховным, моральным арбитром.

Пантюркизм

«Вековое пробуждение тюрок» – речь турками ведется о том, что, на протяжении столетий тюркский мир был слаб, разобщен и не имел собственной государственности.

Сегодня ситуация изменилась. На карте появилось множество независимых тюркских государств. Растет самосознание и самоидентификация тюрок в мире.

Турция выступает в качестве потенциального центра сборки, вокруг которого может группироваться тюркский мир. Заметим, что даже без каких-то территориальных приобретений (о них речи в Турции не идет, во всяком случае, официально), Турция, за истекшие с распада СССР три десятка лет, создала и развила отношения с вновь образованными тюркскими государствами и значительно продвинулась в диалоге с тюркскими регионами тех стран, где тюрки не являются системообразующим народом, включая Россию.

Первые шаги на новом пути

Наглядным свидетельством турецкой «революционной» идеи является то, что сейчас, происходит в Нагорном Карабахе.

Азербайджан и Турция заявили о том, что Минский формат (читай, продукт нынешней системы мироустройства, включая институт ООН и СБ ООН), не работает и, отказавшись от него, перешли к собственному, силовому решению вопроса.

Что есть революция, как не силовой слом традиционного миропорядка, который «прогнил»?

А то, что он «прогнил» – у Азербайджана и Турции сомнений нет, поскольку этот порядок оказался не в состоянии спродуцировать ни решение на протяжении трех десятков лет, ни даже реакцию на нынешние действия двух стран.

Вот такой «Мы наш, мы тюркский мир построим!…».

Символично писать эти строки в день Октябрьской революции 7 ноября.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!