Мнения

Реформа закупочной отрасли: цели, изменения, итог

Автор: Владимир ЛИШЕНКОВ, генеральный директор площадки РТС-тендер.
10 октября 2018, 15:30

Цели закупочной реформы

Истоки изменений находятся в плоскости национальных целей, в частности, цифровизации как одного из приоритетов экономической политики страны, развитие конкуренции во всех отраслях экономики, рост доли субъектов МСП, являющихся главной движущей экономической силой развитых стран, рост портфеля кредитов МСП. Все эти направления нашли свое отражение в инициативах глобальной отраслевой реформы, конечная цель которой – поддержание стабильного прироста ВВП, треть которого составляют закупки.

Ключевые изменения октября

Изменения 1 октября – это лишь часть одной большой, растянутой во времени реформы, в которой помимо октябрьских нововведений есть положения, вступившие в силу 1 июля, например, использование только квалифицированной электронной подписи для участия в электронных закупках и новые правила установления обеспечения заявок, и положения, которые вступят в силу 1 января 2019, например, перевод всех закупок по 44-ФЗ в электронный вид.

Однако 1 октября вступили в силу два наиболее значимых нововведения в рамках реформирования закупочной отрасли:

1. Введение системы специальных счетов для размещения обеспечения участия в закупках.

Это не новая инициатива, она обсуждалась на протяжении последних 2 лет, и сейчас назрел момент, когда все готовы к ее реализации. Правительство РФ установило перечень из 18 банков, уполномоченных на открытие специальных счетов. В конце августа все площадки заключили соглашения со всеми банками, и сейчас происходит процесс технологической интеграции систем. Речь идет об открытии сотни тысяч специальных счетов для участников закупок. Причем в случае, если у участника уже есть расчетный счет в уполномоченном банке, то ему достаточно заключить дополнительное соглашение на использование его в режиме специального.

2. Изменение финансовой модели проведения закупок: введение платы с победителя.

Это также не новелла. Если мы обратимся к истории развития отрасли, то плата за участие в закупках существовала в 2010 году наряду с обеспечением участия в виде банковских гарантий, рынок относился нормально. Позже плата была отменена, и вот сейчас вводится вновь. В 223-ФЗ, например, плата есть и сейчас: ежемесячная, ежегодная. Это понятное рыночное решение: все участники должны зарабатывать, только тогда механизм работает. Будет работать правило: у кого размещается много процедур, тот больше заработает.

Отдельно про спецсчета

Введение специальных счетов – это перенос финансовых взаимоотношений в рамках закупок в зону компетенции банковского сектора. Если раньше денежные средства участников по обеспечению на участие или исполнение контракта хранились на виртуальных счетах площадок, то с 1 июля управление денежными средства передано в компетенцию утвержденного перечня банков, в которых поставщикам необходимо иметь специальный счет, площадки больше не участвуют в финансовых операциях. При подаче заявки для участия в закупке, на специальном счете участника будет блокироваться денежная сумма обеспечения, поэтому важно удостовериться, что на специальном счете есть необходимая сумма. Деньги на специальном счете банк может использовать только для обеспечения заявок владельца счета, а вот участник может распоряжаться деньгами свободно по своему усмотрению, что, безусловно, дает участникам возможности использования дополнительных финансовых инструментов, в частности тех, которые позволяют получать начисление процентов на остаток.

Передел рынка

Основные операторы ЭТП остались прежние, к 6 площадкам добавились 2 новые, на которых размещаются крупные госкорпорации. Мы не прогнозируем смену позиций ключевых игроков, думаю, существующие тренды сохранятся. Госзакупки – это непростой сегмент, в котором невозможно работать без необходимых компетенций, без тесного взаимодействия с ответственными госорганами: Минфин, Федеральное казначейство, ФАС.

Что в итоге

Разумеется, ключевое ожидание – это более эффективные закупки, причем содержание этого понятия для различных аудиторий разное. Предприниматели в лице малого бизнеса заинтересованы в расширении своего бизнеса, увеличении его прибыльности. Государство – в прозрачности закупочного процесса, снижении коррупционного фактора. Ключевой показатель эффективности закупок – это экономия бюджетных средств и повышение качества жизни. Все это достижимо совокупностью системных мер, содержащихся в основных шагах реформы.

читайте также