Мнения

Провинциальный туризм России: доминанты развития

Автор: Анна ВИНОГРАДОВА, президент некоммерческой организации по защите прав и интересов туристов, владельцев туристической инфраструктуры и собственников таймшер-продуктов «Рустайм».
28 декабря 2018, 10:57

В России 1114 городов (по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года). Каждый из этих городов потенциально открыт к посещению. Исключение составляют лишь 36 населенных пунктов с военным статусом. Путешествия в малые города – прекрасный вид отдыха, особенно ценимый жителями мегаполисов. Ведь здесь можно насладиться тишиной и неспешным течением времени, ближе познакомиться с укладом жизни местных жителей, что особенно интересно, если это национальный регион, восхититься красотами природы и без толп туристов осмотреть культурные и исторические памятники.

Наиболее популярные города России, такие как Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Казань всегда пользуются традиционным вниманием. Однако если перенаправить внутренний и внешний потоки туристов на наши провинциальные «жемчужины», то для бюджетов разных уровней и местного бизнеса это может обернуться ощутимым источником доходов, а для жителей – созданием новых рабочих мест и значительным улучшением качества жизни.

Вместе с тем, чтобы говорить о хоть каком-то движении путешественников в еще неосвоенные места, стоит поработать над территориальным брендингом. Этот шаг автоматически повлечет за собой привлечение инвестиций в регионы. В частности, необходимо обратить внимание на маркетинговые доминанты. Так, в Республике Хакасия 500 озер, а высота самой высокой горы Каратош составляет 2,969 метра. Такое великолепное географическое расположение и климатическое преимущество позволяют принимать туристов на горнолыжных трассах в течение всего года — на трёх хорошо оборудованных площадках.

Другим примером в плане образующего звена туризма  можно назвать историко-архитектурную составляющую. Архитектура Томска вполне может выступать образчиком сразу четырех стилей: русского зодчества, сибирского барокко, классицизма и модерна. Иркутск и Барнаул можно назвать сходными по архитектуре с Томском, что тоже делает их привлекательными для путешественников. Отдельно это касается туристов из Китая, которые принесли российскому бюджету в 2016 году более $2 млрд. До последнего времени китайские туристы посещали Москву и Санкт-Петербург, но сейчас география их посещений расширилась Ульяновском, Шушенским и городами «Восточного кольца». Больше всего их интересуют города, связанные с революцией 1917 года.

Ещё одной важной составляющей провинциального туризма являются инфраструктурные ресурсы, которые играют огромную ролей в привлечении туристов, как иностранных, так и российских. Но самая очевидная часть туристической инфраструктуры — наличие развитой, качественной и доступной гостиничной сети. По данным Росстата, к середине нынешнего десятилетия в России было около 15 тысяч отелей, более 6 тысяч санаториев, домов отдыха, турбаз и кемпингов. Их число выросло, начиная с начала века, примерно в три раза. Однако, например, в США более 150 тысяч отелей, в Греции и Португалии по 40 тысяч, при том, что территориальные размеры России и Греции не сопоставимы.

Кроме того, более половины отелей нашей страны располагаются в Москве и Санкт-Петербурге. Региональные гостиницы и пансионаты часто находятся в плачевном состоянии. Во многих случаях проекты, которые могут быть привлекательны для обеспеченных туристов, не способны полностью реализовать свой номерной фонд.

Туристический потенциал в России может быть реализован намного эффективнее, чем это происходит сейчас. Новые предложения также могут стать катализатором для позитивных изменений. Например, в нашей стране никак не используются возможности таймшеринга. В то время как во всем мире его объемы растут в среднем на 15% в год.

 

читайте также