Мнения

Подтопленный город – это дополнительные сложности в эксплуатации подземных и наземных объектов

Владислав Ткаченко,
генеральный директор Ассоциации производителей трубопроводных систем
3 июля 2020, 14:48
3 июля 2020, 14:48— ИА "Общественная служба новостей"

«Гуляние грунтов» в периоды «замерзания-оттаивания» и обильных дождей приводят к преждевременному выходу из строя инфраструктуры (дорог, трубопроводов, зданий и сооружений).

С подобными проблемами сталкиваются и в «передовых» странах, но там их решают системно – введением жесткого верхнеуровневого законодательства.

Например, в странах Евросоюза есть Директива 60 (Directive 2000/60/EC) об ответственном водопользовании, которая четко и конкретно описывает требования ко всем видам водных объектов и в т.ч. закрепляет ответственность субъектов за проектирование, строительство и эксплуатацию ливневой канализации – накопительных резервуаров, сбора и отвода не загрязнённых поверхностных (дождевых) и подземных вод.  Положения этой Директивы очень ответственно соблюдаются, в т.ч. поэтому мы не часто видим в Европе затопленные города и населенные пункты, а ремонт дорог и тротуаров там происходит намного реже.

Вода – это важный и дорогой ресурс, а мы боремся с последствиями неправильного использования этого ресурса.

Ливневая канализации – хороший способ следовать принципу ответственного водопользования

Необходимо только выпавшую в виде осадков воду правильно собрать и пустить в оборот водопользования. И тогда каждый дождливый день будет приносить пользу, а не убытки и головную боль работникам коммунального хозяйства.

По данным МосводоканалНИИпроекта (на 2006-й год, более поздних не нашлось, но состояние скорее только ухудшилось), которые подтверждает наша Ассоциация, в России в подтопленном состоянии находится около 800,0 тыс. га городских территорий.

Причина – изношенность водонесущих коммуникаций (утечки, аварии), а также отсутствие или не эффективная эксплуатация ливневой канализации (в тех редких городах, где она осталась после СССР).

Из 1092 городов РФ подтопление отмечается в 960 (88%), в том числе и в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Омске, Ростове-на-Дону, Томске, Хабаровске, Казани и других.

В России только совсем недавно начали выводить из «серой зоны» законодательства само понятие ливневой канализации – присвоив этим сетям статус централизованной канализации наравне с хозяйственно бытовой (Приказ Минстроя от 14 января 2020го года – зарегистрирован в Минюсте 26 мая 2020го года, следовательно, имеет статус «обязательный», а не рекомендательный к применению).

Суть этих изменений в том, что субъекты, на чьем балансе есть ливневая канализация (чаще всего это муниципалитеты), обязаны проводить инвентаризацию, вносить ее в муниципальные, а в дальнейшем (если будут принято решение, которое планируется) и региональные схемы централизованного водоотведения и готовить пакет соответствующих документов.

Это позволяет надеяться, что со временем ливневая канализация начнет отображаться в статистическом учете, и ей найдут ответственного управляющего в т.ч. наладят тарифное регулирование, которого сейчас нет (оплачивать эксплуатацию обязаны муниципальные власти, а для них это далеко не самый важный объект расхода бюджета).

Прореха в законодательстве

Есть у нас и такая огромная прореха в законодательстве как отсутствие ливневой канализации в составе объекта «автомобильная дорога» в ФЗ от 8.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Ливневая канализация есть в обязательном к применению Техническом регламенте Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог» (п. «а» ч. 13.2 ст. 3), но в соответствии с частью 5 статьи 1 указанного Технического регламента его технические требования при проектировании (включая изыскания), строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и эксплуатации не распространяются на улицы населенных пунктов.

Т.е. вне населенных пунктах ливневую канализацию строить необходимо, а в населенных пунктах – по желанию заказчика, проектировщика и строителя – чаще всего этого желания у них нет. Ни одного обязательного требования по этому вопросу нет ни в Федеральном законе от 30.12 2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ни ГОСТах и Сводах Правил, за которыми этот регламент закрепляет обязательные требования. Хотя справедливости ради необходимо отметить, что рекомендации такие в этих документах (ГОСТы и СП) есть.

С этой проблемой АПТС и её члены с привлечением научного сообщества неоднократно обращались в Госдуму, Правительство, Министрой, Министерство транспорта, на текущий момент решения этого вопроса не предвидится.

При том масштабном инфраструктурном строительстве, которое предусмотрено национальными проектами, планом Правительства по восстановлению экономики и другими инвестициями было бы разумным обустраивать ливневую канализацию параллельно со строительством дорог и любым другим капитальным ремонтом или реконструкцией.

Это бы не только позволило городскому населению более комфортно и безопасно себя чувствовать в населенном пункте, но и существенно продлило бы срок службы объектов инфраструктуры, а, следовательно, и снизило бы стоимость ее жизненного цикла.

При реализации проектов по благоустройству территорий остро необходимо решать вопросы с ливневой канализацией, иначе вместо пользы от благоустройства получим новые проблемы при выпадении осадков.








Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments