test

Мнения

Пётр Базунов: Нет борьбы – нет демократии

Пётр БАЗУНОВ
Генеральный директор Союза переработчиков пластмасс, эксперт КС НКО
6 сентября 2020, 03:00
6 сентября 2020, 03:00 — Общественная служба новостей — ОСН

Можно встретить немало рассуждений о демократии, авторами которых являются люди гуманитарных профессий. Немало об этом говорят и люди умственного труда. Но крайне редко встречаются рассуждения на эту тему людей, работающих в реальном секторе, производственников. Поэтому Общественная служба новостей предлагает с особым вниманием ознакомиться с мнением Генерального директора Союза переработчиков пластмасс, эксперта КС НКО Петра Базунова.

 

Я руковожу отраслевой ассоциацией и небольшой коммерческой компанией. Поэтому мне, честно говоря, особо нечего сказать про демократию именно с точки зрения производственника. В частных фирмах демократии мало, там обычно «абсолютная монархия».

Вот общественная организация – это другое дело.

В борьбе обретёшь ты право своё

Для начала сформулируем тезис, который многим покажется неожиданным: демократия, это процесс правовой борьбы слоев общества за свои экономические интересы. Есть борьба – есть демократия, нет борьбы – нет демократии. Почему нет борьбы – другой вопрос.

То есть демократия это не стабильное и статичное общественное состояние, как возможно принято думать, а именно сам процесс практической борьбы и реализации своих прав гражданами или группами граждан.

Если эти процессы в принципе имеют место быть в обществе (даже не явно представленные), то можно сказать, что демократия в нем так или иначе реализуется. При этом отстаивание своих прав в обществе происходит по разному: можно напрямую от себя что-то выдвигать, выходить на улицу, собираться в толпу и требовать внимания, оставлять за собою мусор в качестве протеста.

Или выборы руководителя страны граждане производят напрямую сами (зачастую не понимая до конца, кого они выбирают и зачем).

Это способы «прямой» демократии, когда каждый действует прямо от себя. Есть также «представительская» демократия, более сложная, когда реализация и защита прав происходит через представителей, через отраслевые сообщества, например, через объединения граждан, но объединения не в толпу, а на некой юридической, то есть правовой, платформе.

Демократия и характер нации

Не во всех обществах запрос на демократию равно велик, и в этом смысле решающую роль играют традиции.

В некоторых обществах подавляющая часть населения прекрасно обходится и без «западной» демократии. Не потому что там власть не дает поднять головы, постоянно притесняет права и свободы граждан, не дает им возможности участвовать в политической жизни. Но потому что сами граждане не понимают зачем нужна им эта демократия, политика и ведут себя пассивно.

Это всегда на руку элитам общества, находящимся у власти, так как свои действия им нужно в меньшей степени с кем-то согласовывать и на кого-то оглядываться. Насильно переучивать такие общества нельзя – они сами должны дозреть до необходимости развивать самоуправления (а демократия и есть по сути самоуправление).

[irp posts=”114611″ name=”Россия нуждается в реиндустриализации. Резервы есть”]

В некоторых странах общество так устроено, что вертикаль власти и авторитарность приветствуется и не вызывает раздражения. Посмотрите на наш Татарстан. Там видна четкая вертикаль власти, подчинение вознаграждается, а выскочек не любят. Поймать правильный баланс между централизацией власти и ее авторитарностью и наоборот децентрализацией и консультативно-совещательной формой управления практически невозможно, а поиск такого баланса уводит от цели, как мираж.

На самом деле общество, находясь в непрерывном развитии и движении само по себе находит этот баланс, который и будет представлять собою то, что мы называем характер этой нации.

Степень централизации власти лишь показывает насколько группа провластных интересантов побеждает группу других в преследовании своих интересов. Активность, масштабность и сложность этой внутренней борьбы стимулирует развитие законодательства.

Эта борьба никак не питает нравственность (скорее наоборот), но вот развитие правового поля питает еще как! Все понимают, что права одних заканчиваются там, где начинаются права других, и что надо как-то договариваться.

Договоропригодность отражает характер и самосознание нации.

Изучай природу своего инструмента!

Государство в нашей стране создало инструмент НКО еще в 1996 году. Создало общественные платформы типа объединений предпринимателей. Эффективность работы этих организаций могла бы быть сейчас выше.

Но общество пока не дозрело до их массового использования, хотя органы власти непрерывно демонстрируют важность этих площадок для самих граждан и предпринимателей. Можно с уверенностью сказать, что инструменты демократии в нашей стране есть, но спрос на них не велик. Так как, еще раз повторю эту же мысль, нет у нас таких традиций. Древний Новгород с его народным вече и «вольницей» я не беру в расчет, так как это было уничтожено Иоанном III еще в конце 15-го века.

[irp posts=”101375″ name=”Куда летит белый аист?”]

В этом плане мы сейчас можем опередить многие западные оплоты «демократии» по уровню общественного самосознания и способности к самоуправлению просто, потому что мы эти традиции активно нарабатываем, пока они их там у себя (на Западе) активно разбирают.

Демократия в последнее время превратилась в некую идеологию по принципу коммунизма или нацизма. Поэтому часто мыслящие люди задаются вопросом: а есть ли вообще где-либо демократия? Им кажется, что это слово потеряло первоначальный смысл.

Да, потеряло.

Еще раз с прискорбием повторю «Демократия» – стало названием идеологии, жизненной философии бесконечной толерантности, беспринципности и бездуховности.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!