test

Мнения

Александр Данданов: Необходимость моста на Сахалин нельзя измерять только прибылью

Александр ДАНДАНОВ
Руководитель общественного движения в поддержку строительства моста на Сахалине, эксперт КС НКО
1 декабря 2020, 12:24
1 декабря 2020, 12:24 — Общественная служба новостей — ОСН

Мост на Сахалин строить не имеет смысла. Потому что грузопотока нет, до узкого места, где можно построить мост, надо ещё протянуть дорогу длиной более 500 километров. Об этом заявил 29 ноября спецпредставитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов.

Однако, на Сахалине давно ждут этого моста. На острове даже существует общественное движение в поддержку строительства моста. А его руководитель, эксперт Координационного совета некоммерческих организаций России Александр Данданов даже согласился поделиться с нами своим мнением.

Начнём издалека

У нас на Сахалине за последние 10-12 лет перешивали железнодорожную колею на российский стандарт. До этого был стандарт японский, узкая колея. Перешивали для того, чтобы обеспечить плавный переход грузовых вагонов без смены шасси. И это, в том числе, делалось для того, чтобы обеспечить работу мостового перехода.

Это работы уже выполнены за счёт средств РЖД. Но, видимо, и бюджетные средства тут тоже использовались. И это очень серьезные вложения, которые окупятся только при росте грузооборота с материком.

Тянуть дорогу – это не убыток, это развитие

Смотрите дальше: север Хабаровского края. Давайте подумаем: надо ли его развивать?

Что такое дорога, которая пройдёт по этому региону? Это развитие населённых пунктов, поиск месторождений полезных ископаемых. И, не надо забывать, что это будет развиваться инфраструктура в плане обороны. Давайте подумаем, как лучше подвозить боеприпасы: под носом у наступающих японцев или в глубоком тылу?

Поэтому даже если мы не строим мост, то эту инфраструктуру всё равно нужно создавать.

Про перспективы выхода на Камчатку и Чукотку мы не говорим. Это ещё пока для нас далёкая история. Но об этом тоже стоит думать, планировать на далёкую перспективу.

Здесь чисто экономический подход не целесообразен.

Просто смешно говорить о таких проектах с экономической точки зрения. Это всё равно что говорить: «Мы сейчас здесь дорогу не строим, потому что сейчас по ней ничего не возят». Это же будет не серьезный разговор: будет дорога – будет развитие экономики, будут грузы. Получат стимул для развития сразу две области: север Хабаровского края и Сахалин.

С другой стороны – Япония

При этом стоит вспомнить про то, что некоторые считают фантастикой: строительство моста на Сахалин с Хоккайдо. Но ведь это проект, который вполне можно реализовать. А это привезёт к реальному сокращению сроков перевозки грузов из Японии. В два-три раза если сравнивать с Северным морским путём или Суэцким каналом.

Так что этот мост не только путь на Сахалин, но и прицел на Японию, часть давно обсуждаемого транспортного коридора «Токио-Лондон».

На Хоккайдо, например, уже существует целое общество строительства мостового перехода на Сахалин. Есть люди, которые специально занимаются этой темой. Один из тех, кто продвигает эту тему – бывший член японского правительства. Он к нам приезжал, мы с ним встречались при содействии консульства.

То есть со стороны Японии интерес есть. Но, понятно, что они не будут участвовать в строительстве моста с материковой части России на Сахалин. Они ждут, когда мы эту тему закроем. Тогда можно будет серьёзно разговаривать с ними на эту тему: может быть мост, а может и туннель.

Китайцы могут, а мы – нет?

Нужно понимать, что ни для китайцев, ни для японцев такой переход – это проект не масштабный. Потому что у них есть проекты типа Гонконг-Макао-Чжухай. Там мосты по 30-40 км. У Японцев есть тоннель на Хоккайдо: железнодорожный, длиной больше 50 км, с подводной частью больше 20 км.

При этом от Сахалина до материка – всего 7 км. Даже близко не стоит по масштабу с мостом в Крым. Или мост на остров Русский, который обладает приличной инфраструктурой.

А от Хоккайдо до Сахалина нужно будет преодолеть 40 км. Глубины такие, что строить можно, проектные расчёты уже проведены.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!