Мнения

Надо не замораживать цены на продукты, а сделать прозрачным ценообразование

Александр Бражко
Алекандр БРАЖКО
Координатор Федерального проекта «За честные продукты», эксперт Общероссийского движения «Сильная Россия»
18 декабря 2020, 19:06
18 декабря 2020, 19:06 — Общественная служба новостей — ОСН

Вопрос о резко взлетевших ценах на продуты в магазинах вышел на максимально высокий государственный уровень. Не только премьер-министр России Михаил Мишустин, но и президент страны Владимир Путин лично занимаются этими вопросами.

Но государственные мужи смотрят на ситуацию «сверху». Поэтому их решения об ограничении цен носят довольно общий характер. А люди, которые «ходят по земле» могут рассмотреть ситуацию более предметно. Поэтому Общественная служба новостей представляет мнение члена экспертного совета Общественного движения «Сильная Россия» Александра Бражко.

16 октября 2020 года X5 Retail Group объявила о том, что семь товаров из базовой потребительской корзины будут продаваться по цене их закупки у поставщиков: макаронные изделия, хлеб, тушёная говядина, черный чай, картофель, зерновые хлопья и ультрапастеризованное молоко.

Конечно, потребителей данная информация не может не радовать. Но возникают обоснованные сомнения: что и каким образом будет происходить в действительности?

Непонятный список

У меня, конечно же, вопрос к списку этих продуктов. На мой взгляд, тушёная говядина никогда не входила в базовый потребительский набор. По одной простой причине: это достаточно дорогой продукт. В основном семьи покупают мясо или в охлаждённом, или в замороженном виде. Но не продукцию высокой степени переработки.

Немного другая ситуация с ультрапастеризованным молоком. Это достаточно специфический продукт. Сегодня ведётся активная пропаганда здорового образа жизни, Министерство здравоохранения проводит мероприятия в этом же направлении. Поэтому доля потребления такого молока в рационе обычной семьи должна постепенно снижаться.

Такое молоко выгодно для торговли, потому что может храниться длительное время. Но всё равно оно должно постепенно уходить из наших холодильников по одной простой причине: есть молоко со сроком хранения 7-10-14 суток. Поэтому для домашнего питания люди должны выбирать свежий продукт.

Зерновые хлопья. На мой взгляд их появление в данном списке связано исключительно с огромной наценкой, которую мы наблюдаем на данный продукт в розничной торговле. В действительности эти хлопья делаются из злаков, чья средняя цена 20-30 рублей за килограмм. А уже в виде хлопьев они реализуются по цене от 200-300 рублей за один килограмм.

Почему ритейл пошёл на этот шаг

Почему X5 Retail Group вынуждена фиксировать цены? На мой взгляд, конечно, это попытка показать потребителям свою высокую социальную ответственность.

Но в качестве одного из продуктов выбран чёрный чай. И при этом нет никакой информации не только о его закупочных ценах, но и о ценах производственных. Поэтому мы можем столкнуться с ситуацией, когда торговая наценка будет спрятана в оптовом звене. Или, в худшем случае, завышенная цена будет включена в наценку именно производителя.

Как это делается. Всё достаточно просто: чай который поступает в нашу страну из-за рубежа о оптовом звене продаётся от 100 рублей за килограмм. На торговой полке он представлен в пакетированном или развесном виде уже по цене 300-500 рублей за килограмм.

То есть мы понимаем, что на сегодняшний день существует значительная маржа, которая не ограничивается 15-25%. То есть той наценкой, о которой нам говорят представители региональных и федеральных розничных сетей.

Есть ли возможность снизить данную наценку

На мой взгляд, если будет увеличиваться конкуренция, если у потребителей будет возможность приобрести продукт через альтернативные каналы сбыта (например, через рынки или через несетевую розничную торговлю), тогда мы увидим постепенное снижение цен.

Получится ли у нас проконтролировать ситуацию непосредственно в розничных магазинах? Не уверен.

Дело в том, что информация о структуре цены на сегодняшний день является закрытой. Компании неохотно раскрывают как производственную себестоимость, так и информацию о поставщиках исходного сырья. Потому что, если эта информация будет открытой, она позволит выявить перекосы, которые есть на сегодняшний день.

Ситуацию надо решать в диалоге

Полагаю, что, в то же самое время, нам необходимо поддержать инициативу федеральной торговой сети и пригласить их к диалогу. Раз компания готова действительно взять на себя повышенную социальную ответственность, значит можно надеяться, что она в ближайшее время она раскроет информацию о структуре своих затрат. И, самое главное, сделает прозрачном формирование стоимости продуктов на своих полках.

Мы должны избежать ситуацию, при которой так называемый «товар без торговой наценки» вдруг начинает продаваться по цене выше, чем «товар с розничной наценкой» в соседнем магазине.

Для реализации данных мероприятий необходимо плотное взаимодействие Ассоциации компаний розничной торговли, профессиональных отраслевых объединений производителей, и, конечно же, объединений, движений и союзов, представляющих интересы потребительского сообщества.




Новости партнеров