Министерство просвещения РФ собирается создавать «белый интернет» для школьников. Об этом на Петербуржском Международном Экономическом форуме заявил глава минпроса Сергей Кравцов. По его словам, это будет зона где весь контент будет проверенным и безопасным.
При этом каждый подросток со смартфоном сегодня находится на расстоянии одного клика от самой жесткой порнографии, контента со сценами самого отвратительного насилия или композиций Моргенштерна. Так имеет ли смысл в таких условиях создавать «белый интернет»?
Об этом Общественной службе новостей рассказал представитель уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей в сфере интернета Дмитрий Мариничев.
Нужен ли «белый интернет»? Однозначно ответить нельзя, потому что и «Да», и «Нет». Всё зависит от того, с какой стороны смотреть.
Если например, мы создадим, условно говоря, доменную зону «*.дети», как подразумевается в планах Минпросвещения, все сайты в ней будем верифицировать и администрировать (не важно кто это будет: общественные организации или госстурктуры), то это объективно хорошая зона. Родители могут быть уверены, что, находясь в ней дети будут, посещать только сайты, которые носят просветительский, образовательный, позитивный контент и ничего другого.
Это чем-то похоже на детские телеканалы, которые есть сегодня в любом кинотеатре или в любом пакете спутникового телевидения. Вы можете это включить и оставить ребёнка одного, зная, что тут будут только детские фильмы и передачи позитивного содержания. Просматривая их ребёнку не подсунут ненужную рекламу (алкоголя, курения и прочих). Не будет сцен насилия. Будет исключительно детский контент.
В интернете можно сделать точно такую же зону. Точно также сформировать детскую песочницу, площадку, на которую они будут ходить.
Но это подход очень узкий. Ребёнок с точки зрения эволюции нацелен на то, чтобы жить в среде, в которой живут взрослые. Дети с рождения обладают способностью копировать модель поведения, которую используют взрослый человек. И это абсолютно нормально: ребёнок рано или поздно должен попадать во взрослую жизнь.
Поэтому не нужно, на мой взгляд, концентрировать усилия на детском контенте или детском интернете. Этим займутся коммерческие структуры, компании, которые работают в интернете, был бы только запрос со стороны пользователей.
Со стороны государства гораздо более разумным было бы подходить к вопросу изменения отношения ребёнка к самому контенту. Надо формировать у ребёнка некий новый навыков «реакция на контент» и «управление контентом». Чтобы ребёнок правильно реагировал на опасные смыслы.
Когда мы жили в деревнях, то от отца к сыну, от матери к дочери передавались навыки: как что-то посадить, как это вырастить. И более близкие к нашей теме: какие грибы в лесу можно есть, а какие – ядовитые, какие ягоды в какой срок собирать, а какие – лучше даже не трогать.
Естественно, можно создать площадку, где высадить только полезные грибы и ягоды, огородить её и следить за тем, чтобы ребёнок находился только внутри неё. И тогда наш ребёнок будет в безопасности. Но как мы его тогда сможем научить отличать грибы ядовитые от съедобных?
Сегодня мы работаем с информацией. Но она тоже является таким же объектом познания для человека. И нам нужно обучать детей навыку различать информацию полезную от бесполезной и, тем более, от опасной.
Невозможно удалить все ядовитые грибы из леса. И невозможно вычистить опасную информацию из интернета. Но если научить ребёнка распознавать опасность, то не будет необходимости эту опасность и удалять: как знающий ребёнок не станет есть поганку, так же наученный ребёнок даже не станет общаться с опасной информацией.
Поэтому если говорить о том, чем бы стоило заняться Министерству просвещения, но надо понимать: такая общественно-значимая структура не может концентрироваться на реализации идей. На реализации может концентрироваться Mail.ru, Yandex – много у нас хороших и качественных компаний.
Они должны и реализовывать эту задачу, и зарабатывать на получившемся продукте. В этом нет ничего плохого. А, вот, чем должно заниматься министерство – это создание фундаментального целеполагания.
Когда-то, сто лет назад у нас была простая и понятная задача: надо было всех обучить грамотности. В этом была потребность государства и его задача. И государство само обучало учителей, отправляло их в школы, в которых учили и взрослых, и детей. Посмотрите ранние советские фильмы: учитель – это практически бог. Все ходят к нему не различая возраста.
Вот и сегодня государству надо сконцентрироваться на этом же: создавать штучный товар «человеческого капитала». И уже эти люди смогут реализовать частные задачи.
Поэтому я категорически против того, чтобы государство занималось созданием «Белого интернета».
Как удалось узнать Stern, в Германии появится центр по борьбе с неопознанными беспилотниками. Об этом в пятницу, 5 декабря, сообщает ТАСС. Соответствующее соглашение заключено между федеральным правительством и министрами внутренних…
Народная артистка РФ Лариса Долина в эфире программы «Пусть говорят» на Первом рассказала, что едва не лишилась загородного дома под давлением мошенников. По словам певицы, злоумышленники убедили ее в необходимости срочно оформить залог на дачу, якобы для защиты от аферистов. «Когда…
У берегов болгарского города Ахтопол сел на мель танкер, опознанный как судно Kairos. Об этом сообщает телеканал БНТ со ссылкой на администрацию Бургасской области. На борту находятся десять членов экипажа.…
В Тверской области супруги стали фигурантами уголовного дела о вымогательстве крупной суммы у своего знакомого. Об этом сообщило региональное управление МВД. По версии следствия, 42-летний мужчина и его 53-летняя жена…
Бизнесмен из США Илон Маск отреагировал на решение Евросоюза оштрафовать его соцсеть Х* на 120 млн евро. Об этом в пятницу, 5 декабря, сообщает РИА Новости. О принятом решении объявил…
Народная артистка РФ Лариса Долина в эфире программы «Пусть говорят» на Первом сообщила, что аферисты осуществляли за ней круглосуточную слежку во время реализации мошеннической схемы. «На связи я была постоянно, у меня телефон был включен на громкую связь постоянно.…